Найти тему
Сделано у нас

Чудо, которого не должно здесь быть

Это чудо, но не только потому, что оно прекрасно, не только потому, что это искусство высшего порядка, а еще и потому, что его тут просто не должно было быть, и это чудо, что оно тут все же есть. Поймите, Семикаракорская керамика не могла появиться здесь, в этом месте на берегу Дона. Но она появилась.

Впрочем, возможно такое характерно для здешних мест, ведь казачество тоже не должно было появиться. До сих пор ученные до конца не понимают как здесь, в дикой степи, в окружении грозных враждебных иноверцев, смог появиться и выжить православный народ. И не просто выжить, а наводить ужас даже по ту сторону Черного моря, совершая дальние походы лишь для того, чтобы ограбить непобедимых османов.

Впрочем - появление казачества загадка, похороненная историей, мы можем лишь предполагать, но никогда уже не узнаем достоверно разгадку. А вот то как тут появился народный промысел в Семикаракорске, успешно теперь конкурирующий с гжелью и хохломой - это известно абсолютно достоверно.

Но почему я утверждаю, что этого тут не должно было быть? Да потому, что народные промыслы, обычно, не появляются на пустом месте. А в Семикаракорске, небольшом городке на берегу Дона в Ростовской области, при всем к нему уважении, не было никаких предпосылок к появлению производства фаянса, с собственной, самобытной и узнаваемой традицией и почерком. Почитайте историю возникновения гжели или хохломы: за любым народным промыслом стоит долгая, славная история. Народный промысел – результат долгого исторического развития и удачного соединения различных факторов: когда в благоприятной среде присущей конкретной местности и благодаря череде случайностей, руками народных умельцев рождается чудо.

А в Семикаракорске не было до тех пор никаких традиций художественных промыслов или предпосылок к их появлению. Даже в музее Семикаракорской керамики посетителям показывают изделия из глины, но тут же оговариваются, что в общем-то посуду делали везде, где была глина.

Так что никаких предпосылок к появлению нового самобытного творчества тут не было... кроме одного: у Семикаракорска был Николай Сергеевич Арабский – директор местного районного промышленного комбината (РПК) организованного в 1943 году, после изгнания фашистов с донской земли.

Н. С. Арабский на трибуне в центре. Семикаракорск, 1975 год
Н. С. Арабский на трибуне в центре. Семикаракорск, 1975 год

На комбинате был и гончарный цех и даже художественная мастерская, где из местной красной глины делали скромную посуду. Впрочем, посуду из красной глины делали много где, и далеко не обязательно это примитивное производство должно было превратиться в уникальный промысел.

Но Николай Сергеевич Арабский, похоже, хотел добиться именно этого. И это тоже чудо. Геолог по образованию, партийный и хозяйственный работник – как-то редко в таких людях есть тяга к искусству. Но даже если и так, одной тяги мало. Тут нужна не тяга, тут нужна мечта!

В 1969–1970 годах на пустыре юго-восточной окраины станицы началось строительство новых зданий для Семикаракорского РПК, в их числе здание с надписью «цех керамики». Решением Ростовского областного исполнительного комитета № 1106 от 21 декабря 1971 года руководству областного управления местной промышленности и Семикаракорского РПК предписывалось в процессе строительства предусмотреть технологическую линию по выпуску фаянсовой продукции.

Именно Николай Сергеевич Арабский добился решения облисполкома на строительство, в числе прочего, линии по выпуску фаянса. Необходимость такого решения Арбатский обосновывал «острым дефицитом фаянсовой посуды в Ростовской области» (из письма Н. С. Арабского в Госснаб РСФСР). Но всегда ли, после таких писем местных директоров провинциальных РПК рождается новое искусство? Конечно, за сухим языком партийного чиновника, скрывалась великая мечта, которой он заражал всех, от чиновников облисполкома, до студентов московских художественных училищ, с лёгкостью менявших, после беседы с Николаем Сергеевичем, Столицу страны на берег Дона.

-7

Но, конечно, и распоряжения облисполкома мало. И даже мечты, недостаточно. В июле 1972 года «Цех керамики» был построен и начинается сложный, долгий, кропотливый поиск своего уникального почерка, своей неповторимой традиции и стиля. Подключились даже специалисты Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИ ХП), для помощи в разработке собственной технологии производства фаянса на основе местных глин. Шли поиски технологии нанесения красок, глазури, поиск своего письма. И лишь в 1982 году, спустя 10 лет после запуска производства, Семикаракорская керамика становится такой, какой мы привыкли её видеть.

Вот так, трудами и мечтами одного лишь человека, на Дону появился единственный и по сей день народный промысел. Промысел, который стоит в одном ряду с гжелью и хохломой, регулярно обходя их на различных конкурсах.

Впрочем, а ведь и этого всего мало. Николай Сергеевич трагически погиб в 1985 году, но его дело не умерло, как это часто бывает тогда, когда что-то создается искусственно по разнарядке сверху. Семикаракорская керамика пережила и перестройку, и 90-е годы. Нет уже и Семикаракорского РПК, а значит мечта Арабского упала в благодатную Донскую землю, проросла здесь и пустила мощные корни. Как самый настоящий народный промысел.