Здравствуйте! Скороговорка – это не просто фраза с труднопроизносимым набором звуков. Ещё это классный речевой тренажёр для детей.
Хотя почему только для детей?!
Как для детей, так и для взрослых, скороговорки – это очень полезная и весёлая забава.
Обычно, скороговорки – это короткие фразы с несложным ритмичным текстом. Но, бывают и длинные в несколько предложений.
Например, скороговорка «Лигурия». Её используют для оттачивания дикции у ведущих. «Лигурия» объединила в себе 45 коротких скороговорок и содержит 434 слова (2379 знаков без пробелов).
Для детей лучше брать простые и короткие скороговорки, постепенно их усложняя.
В целом, особенность и сложность таких текстов – в сочетании звуков, которые затрудняют их быстрое произношение.
Эти короткие фразы помогают развивать речевой слух и хорошее произношение. У детей такие тренировки помогают избавиться «от каши во рту». Но важно заниматься постоянно.
Скороговорки полезны для:
- развития артикуляционного аппарата и тренировки связок,
- развития речи,
- развития памяти,
- увеличения лексического словаря,
- помогают автоматизировать поставленные у ребёнка звуки.
Это тот случай, когда скучная отработка и автоматизация звука, может превратиться в весёлую игру. Она также может стать не только хорошим тренажёром, но и весёлым досугом для всей семьи.
Начинать советуют с самых простых, коротких и лёгких в произношении текстов. Если речь о ребёнке, то здесь важно учитывать его возраст и уровень речевого развития. Важно, чтобы скороговорки способствовали развитию правильного произношения, а не закрепляли неправильное.
Если речь о занятиях с ребёнком, то лучше, когда взрослый «скороговорит» вместе с ним. Взрослый становится таким же участником игры, а не остаётся в роли наблюдателя и оценщика.
Проговаривать можно вместе или друг за другом. Лучше друг за другом. Тогда вы можете слышать насколько правильно ребёнок произносит текст. Мы именно так и играли.
Интонация взрослого должна быть мягкой. Следите за тем, чтобы ваше произношение не напоминало «выплёвывание» звуков, а голос не был слишком громким. Важен и ваш настрой, который будет поддерживать ребёнка, когда у него не будет получаться.
Такая поддержка полезна, когда у ребёнка есть задержка речевого развития и у него сразу не получается. А также для очень эмоциональных деток.
Можно повторять вместе с ним (имеется в виду не одновременное произношение, а поочерёдное) и даже допустить ошибку. Вы покажете, что ошибаться могут все, а не только он. При этом, вы покажете, как выходить из таких ошибочных и обидных (для некоторых детей) ситуаций: не расстраиваться, улыбнуться, пошутить и повторить ещё раз, и ещё пока не получится правильно).
Главное, не ругайте ребёнка, если у него не получается и не торопитесь увеличивать темп.
На начальном этапе (когда вы только знакомите ребёнка с текстом скороговорки) важна не скорость, а правильное и чёткое произношение. Если ребёнок будет сразу торопиться и «проглатывать» звуки, то это приведёт к тому, что «каши во рту» станет больше.
Начинать надо с медленного темпа, чётко проговаривая все звуки. Мы даже слово за словом несколько раз повторяли, прежде чем перейти к повторению всей скороговорки. Потом было проще. Следите, чтобы слова (звуки) произносились правильно не только ребёнком, но и вами.
Есть ещё один важный момент. Прочитайте скороговорку и объясните о чём она. Есть скороговорки, в которых встречаются слова, вышедшие из повседневного общения (устаревшие). Все новые для ребёнка слова нужно объяснить и привести пример их использования. Если вы и сами не знаете, что означает «устаревшее» слово, то посмотрите его значение в справочнике или словаре.
Так, вы поможете ребёнку понять смысл скороговорки и представить «картинку». Лучше если ребёнок ещё и представляет о чём скороговорка, тогда текст будет не просто набором звуков. Он будет иметь содержание. Это поможет потом в понимании текстов при чтении.
Для скороговорок не обязательно выбирать время, как для урока. Они могут помочь скоротать время в поездке или в очереди.
Также можно к скороговоркам сделать карточки – картинки. Это сделает игру ещё более интересной.
А ещё можно добавить «действие»:
- взять в руки мячик и подбрасывать – ловить его на слово или слог,
- перебрасывать мячик из одной руки в другую,
- ритмично хлопать в ладоши, как будто «перекладываем что-то из одной ладошки в другую».
Можно устроить соревнование с подсчётом очков и получением приза.
Или предложите ребёнку проговорить скороговорку несколько раз (2,3 или 5 раз) и не сбиться. При этом помогайте считать количество, загибая пальцы.
Считается, что полезно выбирать скороговорки с теми звуками, которые вызывают затруднения в произношении.
В нашем случае, когда не было правильной «р» (звук был горловой), мы не рисковали и не выбирали скороговорки с этим звуком, чтобы не закрепить неправильное произношение. Сначала постановка, потом автоматизация (скороговорка).
Также, специалисты отмечают, что не нужно долго «сидеть» на одной скороговорке. Когда ребёнок выучил и отточил произношение скороговорки и произносит её «без сучка и задоринки», нужно брать другую.
Скороговорка полезна пока её трудно произносить. Только тогда она работает и развивает нужные нам мышцы.
Примеры скороговорок:
- Болтунья болтала, не переболтала.
- Дятел дуб долбил, да не продолбил.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Уже ужи в луже.
- Сшила Саша Сашке шапку.
- Прохор и Пахом ехали верхом.
- Наш Полкан попал в капкан.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Милу мама мылом мыла.
- Милу мама мылом мыла. Мила мыло не любила.
- Коси коса, пока роса, роса - долой, коса – домой.
- Сшит колпак, да не по-колпаковски.
- Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
- Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
- Кукушка кукушонку сшила капюшон. Как в капюшоне он смешон.
- На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Наша дочь речистая, у неё речь чистая.
- Поезд мчится не спеша: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
Спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь, что информация была интересной и полезной для вас. Буду рада видеть вас в числе наших подписчиков!