Находясь целый год в заключении, Бухарин написал Сталину 42 письма, умоляя о пощаде. В одном из них он просил о свидании до суда с женой и маленьким сыном, чтобы сказать им последние слова, он боялся, что, если на суде жена узнает в чём он сознался, она не выдержит и покончит собой.
И ещё он молил, как о милости, своего друга Кобу сжалиться над ним и заменить расстрел чашей морфия, чтобы заснуть и не проснуться. Коба не сжалился и свидание не разрешил.
Война бесов
Когда наркома Луначарского спросили какую надпись сделать на памятнике Достоевского, он в шутку сказал: - «Достоевскому от благодарных бесов».
Достоевский как никто другой знал природу бесов, они жили с ним через стенку в соседней квартире и свой роман «Бесы» он писал под впечатлением их тайных собраний, где они планировали убийство императора Александра II. Тогда он и предсказал, что с падением монархии бесы зальют Россию кровью, а размножившись будут уничтожать сами себя.
Так и получилось. И вот один бес, находящийся в узилище, пишет другому бесу, который на вершине горы, да ещё и просит, что не характерно для бесовской природы опускаться до человеческих чувств и эмоций.
Последнее письмо на 7 страницах
Из того же письма:
«Когда у меня были галлюцинации, я видел несколько раз тебя и один раз Надежду Сергеевну. Она подошла ко мне и говорит: «Что же это такое сделали с Вами, Н. И.? Я Иосифу скажу, чтобы он Вас взял на поруки». Это было так реально, что я чуть было не вскочил и не стал писать тебе, чтоб... ты взял меня на поруки! Так у меня реальность была перетасована с бредом. Я знаю, что Н. С. не поверила бы ни за что, что я злоумышлял против тебя, и недаром подсознательное моего несчастного «я» вызвало этот бред. А с тобой я часами разговаривал... Господи, если бы был такой инструмент, чтобы ты видел всю мою расклеванную и истерзанную душу! Если б ты видел, как я внутренне к тебе привязан».
К слову сказать, в том же письме Бухарин признаётся, что он не христианин, поэтому говорить о его бесовской природе, думаю, не оскорбительно.
Было бы чисто по-человечески жаль его как человека, если бы не некоторые «но» в его партийной работе.
Теоретик репрессий
Бухарин Николай Иванович (1888-1938) состоял в Политбюро с 1919 года, одновременно с этим был главным редактором газеты "Правда" с 1918 по 1929 год.
Именно он в годы Гражданской войны выступил теоретиком репрессий, призывая в своих статьях расстреливать всех, не относящихся к пролетариям и беднейшим крестьянам.
Он писал: «Пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрела и заканчивая трудовой повинностью, является методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи»
Именно с его подачи во время продразверстки 1918-20-х годов стали не только расстреливать, но и брать людей в заложники, а потом предоставлять в качестве отчётности расстрельные списки, а на столбах красовались объявления о неизбежных расстрелах за попытку сопротивления советской власти.
Он был арестован 27 февраля 1937 года и был одним из главных обвиняемых вместе с Рыковым по делу «Антисоветского правотроцкистского блока». Как и другие обвиняемые под давлением дал признательные показания, но в последнем слове сделал попытку их опровергнуть, был приговорён к расстрелу, который состоялся 15 марта 1938 года. Чуть более года он находился во внутренней тюрьме на Лубянке.
Здесь он стал философом и помимо писем работал над книгой «Философские арабески», романом «Времена» и сборником стихотворений.
Как известно под каток репрессий попадали и близкие, и дальние родственники расстрелянных, семья и родственники Николая Ивановича не стали исключением.
Репрессированные родственники Николая Бухарина
Личная жизнь партийного деятеля была бурной он был трижды женат и имел детей от двух браков.
Первый раз Николай женился в 1911 году на Надежде Лукиной, которая
приходилась ему еще и двоюродной сестрой. Они прожили вместе 10 лет, детей не было – Надежда после осложнений от перенесённого гриппа страдала заболеванием позвоночника, вела полу лежачий образ жизни и могла передвигаться только в корсете. После ареста Бухарина она вышла из партии.
После развода у них сохранились дружеские отношения. Её арестовали в 1938 году, к тому времени они были в разводе 17 лет, она отрицала всё, в чём её пытались обвинить – связь с троцкистами. Её, инвалидку, продержали в тюрьме два года, периодически проводя мучительные допросы, а потом расстреляли.
Расправились и с братом Надежды – Лукиным Николаем Михайловичем, двоюродным братом Бухарина, который был на то время директором Института истории АН СССР, он умер от пыток в тюрьме, посмертно был реабилитирован.
Второй женой политика в 1921 году стала Эсфирь Гурвич. Она родилась в Литве, в еврейской семье, в 1917 году вступила в партию большевиков.
Вместе они прожили 8 лет, в браке родилась дочь Светлана.
Когда начался процесс над Бухариным Эсфирь отреклась от бывшего мужа и поначалу отделалась только исключением из партии в 1937 году. Однако в 1947 году попала под новую волну гонений, была уволена из Института мирового хозяйства АН СССР, а в 1949 году арестована и приговорена к 10 годам лагерей. Реабилитирована Хрущёвым в 1956 году, впоследствии жила в Москве, застала времена перестройки.
Дочь Бухарина – Гурвич Светлана Николаевна в 1949 году была исключена из МГУ, арестована и вместе с матерью отправлена в ссылку, правда на 5 лет.
После этого получила высшее образование в городе Горьком, защитила кандидатскую диссертацию.
Третий брак Бухарина оказался самым коротким, его женой стала Анна Ларина, дочь его товарища по партии, в браке родился сын Юрий. Мальчику исполнилось десять месяцев, когда Анну арестовали как «члена семьи изменника Родины» и отправили в ГУЛАГ.
Анна провела в лагерях более 20 лет и вышла на свободу в 1953 году
после смерти Сталина, но оставалась в ссылке до 1959 года. Находясь в ссылке, она второй раз вышла замуж, родила сына и дочь и стала вдовой.
Сын Юрий рос в детском доме и ничего не знал о своих родителях, его записали Юрием Борисовичем Гусманом, поскольку его забирали в детский дом из семьи тёти Анны -Иды Григорьевны Гусман и Бориса Израилевича Гусмана.
Анна спустя годы разыскала сына, и он поменял фамилию и отчество, став
Юрием Николаевичем Лариным, впоследствии профессиональным художником.
Анна дожила до перестройки и опубликовала "Завещание" Бухарина к будущим руководителям партии, якобы продиктованное мужем, также были изданы его книги, написанные в заключении «Деградация культуры при фашизме», «Философские арабески» и автобиографический роман «Времена».
Дорогие читатели, если вам понравился рассказ, поделитесь своим мнением в комментариях