Найти тему

Александр Лактионов - художник без улыбки

Про этого художника можно сказать, что он был человеком без улыбки. Он написал много своих автопортретов, но всех их объединяло лишь одно - мрачный взгляд и желание заглянуть в самого себя и свою душу...

А. И. Лактионов Автопортрет, 1945 год
А. И. Лактионов Автопортрет, 1945 год

Творчество Александра Ивановича Лактионова вызывало горячие споры. Кто-то считал, что его работам не хватает насыщенности образов, кто-то яростно выступал за правдивость его искусства. Художник получил Сталинскую премию за картину "Письмо с фронта", но еще ранее - всенародное признание.

У этой работы совершенно невероятная и удивительная история. Многие коллеги считали, что ничего особенного в ней нет, но она стала близка и понятна прежде всего простому русскому человеку.

А дело было так...во время Великой Отечественной войны Академия художеств была эвакуирована в Загорск. Александр с семьей поселился в Троице-Сергиевой Лавре, которая использовалась под жилье и склады. В те времена Лактионов был еще аспирантом - преподавал и работал как художник. Маленький провинциальный город, там не было войны, но было ожидание вестей от мужей, сыновей и отцов, которые были на фронте. Сюжет не заставил себя долго ждать.

Однажды в погожий солнечный денек Александру повстречался солдат, который попросил его найти адрес, чтобы передать письмо однополчанина.

Зацепка. Идея обрела свои очертания.

На написание картины ушло два года.

А. Лактионов "Письмо с фронта", 1947 год, Новая Третьяковка. Фото автора.
А. Лактионов "Письмо с фронта", 1947 год, Новая Третьяковка. Фото автора.

А дальше было совсем интересно...картина получила одобрение жюри художников Третьяковской галереи, однако у комиссии чиновников возникло много вопросов с точки зрения идеологии.

Совершенно не так они представляли советскую семью и действительность...стена с облупившейся штукатуркой, в полу - дыра, люди слишком просто одеты... Решили, что не должна работа бросаться в глаза и висеть на центральной стене, настояли повесить куда-нибудь подальше, а точнее, в простенок между дверью и окном.

Только картину заметили обычные посетители, они останавливались и долго не могли отвести своего взгляда, словно всматриваясь, вспоминали свои истории...многие плакали...война еще была открытой раной в сердце русского человека. Картина "Письмо с фронта" собирала вокруг себя толпы посетителей.

Сам художник вначале очень обиделся за незавидное место для своей работы, но вскоре, оценив народный интерес, решил бороться. Каждый день он приходил в Третьяковскую галерею и просил книгу отзывов - переписывал, перепечатывал, а затем разослал письма по различным государственным инстанциям. Вот тогда и оценили народную любовь, поняли чиновники, что художник показал самую обычную жизнь, что щели в полу, обсыпанная штукатурка - это не позор, а лишь показатель того, что все отдано для Великой Победы и стыдиться здесь нечего. А вскоре художник Лактионов получил Сталинскую премию первой степени - главную награду СССР.

Родился Александр Лактионов 16 мая 1910 года в Ростове-на-Дону. О своих детских годах он напишет: «Отец мой был кузнец, мать – прачка. Любовь к рисованию появилась у меня рано. Эту любовь всячески поощрял и развивал мой отец».

Отец будущего художника был кузнецом, работал на ростовских заводах, в последние годы - на железной дороге, мать - прачкой. Саша увлекся художествами с четырех лет, он так точно изображал предметы, что на него самого и работы приходили посмотреть со всей округи.

Отец всячески его поддерживал и уделял достаточно времени первым шагам в творчестве. Он часто говорил: "Я - кузнец, но ты у меня, Сашок, видать, будешь художником!"

Удивительно и прекрасно, когда отец всячески поддерживание своего сына, давая ему свое родительское благословление. И словно крылья вырастают за спиной, и ничего не страшно, и дорога становится светлее и шире.

А. И. Лактионов "Портрет отца", 1936 год.
А. И. Лактионов "Портрет отца", 1936 год.

Пройдет еще несколько лет и Саша Лактионов поступит, в возрасте 16-ти лет, в художественную школу. Кем только не пришлось потрудиться юноше - кузнецом, токарем, маляром, но в свое свободное время он занимался только творчеством - писал с натуры. Александр был необычайно трудоспособным и очень волевым человеком. Со своими работами он направляется в Ленинградскую Академию художеств, где его сразу и принимают.

Возвращаясь из Ленинграда в Ростов-на-Дону на каникулы, молодой художник совершенно не расставался с красками и этюдником. Здесь были его друзья, знакомые разных профессий и возрастов, которые очень интересны с точки зрения творчества. Так на протяжении многих лет творчества появилась прекрасная и очень выразительная серия портретов.

На своем втором курсе Лактионов попадает в мастерскую И. И. Бродского - самого известного художника и прекрасного педагога. В это же время работы молодого художника подвергаются критике - идеальный реализм, но нет души, характера и глубины чувств, в них - безупречная техника и свое, ни с кем не сравнимое видение. Поговаривали, что у Лактионова особый стереоскопический взгляд - более объемный, с индивидуальным видением всех деталей. И было подтверждение врачей-офтальмологов об совершенно ином устройстве глаза художника. Оттого и писал он так как видел, совсем по-другому, ибо не мог иначе.

Многие доброжелатели в особенное зрение не верили, но то, что Александр Лактионов был выдающимся художником - факт неоспоримый. В нем чувствовалась особая фундаментальность, он как Мастер писал на столетия. Даже холсты грунтовал особым грунтом, делая их долговечнее. Сам изготавливал краски по старинным рецептам. Применял при письме смешанную технику темперы и масла.

Двенадцать лет ушли на обучение живописи...диплом с отличием и зачисление в аспирантуру, как вишенка на праздничном торте.

Работы этого художника были разносторонними:

  • жанровые картины - "За вышиванием", "Узкое", "Летом", "Лето в Абрамцево", "Февраль" и другие.
  • не оставлял без своего внимания и натюрморты - "Светлана с мишкой", "Натюрморт. Игрушки".

В 1944 году Александр Лактионов завершает свое обучение в аспирантуре и временно уходит с преподавательской деятельности по не совсем понятной причине. Возможно, что он с головой погружается в свободное творчество, работая с удвоенной силой.

Вместе с выставками и популярностью критика усиливалась. Не обошел его своим "вниманием" и Сергей Герасимов. Только Александр Иванович прекрасно справлялся с цветом и работы получались живыми и сами за себя говорящими. Мастерство было как на ладони, это не возможно было оспорить. Поклонников творчества Лактионова находилось все больше и больше. Он был понятен обычному зрителю, необычайная легкость и живость западали в самую душу и оставались в сердце.

Удивительно душевная, искренняя и невероятно понятная работа Александра Ивановича "Тишина". В тенистых рощах литовского городка Палангу сюжет сам нашел мастера. Никто не сможет лучше сказать о картине, чем он сам: "Вот в этих тенистых рощах-парках я и подглядел сцену, которая меня глубоко взволновала. Вечная тема — мать и дитя. В этом пейзаже мне хотелось показать спокойную радость, счастье, тишину. Надеюсь, что эта простая тема найдет себе дорогу к сердцам, которым дороги мир на земле и счастье детей".

А. Лактионов "Тишина", 1958 год
А. Лактионов "Тишина", 1958 год

Только в 1967 году художник Александр Иванович Лактионов вернется к преподавательской деятельности в Московском заочном педагогическом институте, а в 1968 станет профессором.

Его пусть в творчестве был не простым, и уже в зрелом возрасте судьба благоволила, распахивая перед ним свои двери, приглашая войти... Только своим трудом, неутомимой волей, силой духа и необычайным талантом достиг совершенно простой мальчишка, из обычной семьи, вершин в искусстве.

15 марта 1972 года Великого Мастера уже не стало...болезнь сердца...он прожил 62 года, 58 из которых неустанно писал...

Всегда с вами - Летящая стрекоза)))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))