Найти тему

Владимир Высоцкий: «Дорогому и единственному дяде и другу моему...»

Особое место в песенной поэзии великого барда советской эпохи Владимира Семёновича Высоцкого занимали произведения на военную тематику.

В одном из интервью мать поэта Нина Максимовна Высоцкая сказала: «Любил Володя общаться и со своим дядей Алексеем Владимировичем Высоцким, участником Великой Отечественной войны, полковником, литератором, несомненно, оказавшим на него определённое влияние». Об этом замечательном человеке и его жене, которые взрастили в сердце поэта чувство патриотизма, любви к Родине, хочется сегодня, в день памяти поэта, рассказать читателям.

Алексей Высоцкий был родным братом отца Володи — Семёна Высоцкого. Родился 18 июля 1919 года в Киеве. С 1939-го учился в Подольском артиллерийском училище. Принимал участие в советско-финской войне. Незримая нить навсегда связала его с Владимиром, когда в зимний день 1 938 года он, руководимый чувством долга перед семьёй, вместо отца забрал из роддома Нину Максимовнус новорождённым племянником. С тех пор жизнь и творчество поэта будут тесно переплетаться с судьбой дяди, который, по признанию самого Володи, был для него самым близким, родным человеком.

Алексей Высоцкий участвовал в обороне Одессы, Керчи и Севастополя, в военных действиях на Дону и Северном Кавказе. В сентябре 1941 года в артдивизион, которым он командовал, прибыла призванная из Керчи военфельдшер, лейтенант медицинской службы восемнадцатилетняя Александра Ивановна Таран. Молодые люди полюбили друг друга и сохранили это светлое чувство, пройдя через пекло жестоких сражений и страшных испытаний, на всю жизнь. На фронте в мае 1942 года они поженились.

В бою под хутором Ново-Садковским на Дону 23 июля 1942-го при отражении танковой атаки Александра была тяжело ранена. Осколком снаряда ей раздробило руку, которую пришлось ампутировать. Она долго лечилась и потеряла связь с мужем. Как оказалось, ему сообщили, что жена скончалась от ран. Но Александра Ивановна выжила и написала письмо отцу Алексея с просьбой сообщить о его судьбе. Письмо попало в руки Семёна Владимировича Высоцкого, служившего в Главном управлении войск связи Красной Армии. Он сразу телеграфировал брату: «Твоя жена жива и здорова, Ростов-Дон, Станиславского, 188».

...Алексей мчался на машине, которую ему выделил командир, в Ростов к Шурочке,как он её называл. Вернувшись в часть, они больше никогда не расставались, вместе прошли фронтовой путь и встретили Победу. Александра Ивановна в должности санинструктора заботливо выхаживала раненых, затем заведовала полковой аптекой. Их славная 124-я гаубичная артиллерийская бригада освобождала Тамань, Керчь, Украину, Белоруссию, Польшу, дошла до Берлина — штурмовала рейхстаг. За ратные подвиги Алексей Высоцкий награждён тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны I и II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов».

После войны Алексей Владимирович продолжил службу в Германии, затем в Гайсине, Мукачево. В их доме часто собирались и сослуживцы, и люди творческих профессий. Среди боевых товарищей супругов Высоцких был дважды Герой Советского Союза, легендарный лётчик-ас Николай Скоморохов. В такой атмосфере формировался характер юного Владимира, часто гостившего у родственников. Именно под впечатлением от рассказов Николая Скоморохова поэт напишет одни из самых пронзительных своих произведений о военных пилотах: «Песню о лётчике» и «Я — «Як»-истребитель».

-2

В 1959 году семья Высоцких возвращается в Москву. Алексей Владимирович, уволившись из рядов Вооружённых Сил в звании полковника, поступает на факультет журналистики МГУ. Ещё в военные годы он публиковал репортажи с фронта в газетах «Красная звезда», «Известия», в которых проявился его литературный талант.

Летом 1 960 года Алексей Высоцкий проходил творческую практику в керченской городской газете «Знамя коммунизма». В характеристике на имя декана факультета журналистики МГУ редактор газеты и ответственный секретарь отмечают активность студента в подготовке и публикации очерков, зарисовок и корреспонденций о передовиках производства и работе промышленных предприятий.

В 1961 году Алексей Владимирович успешно завершает курс обучения, и отныне вся его жизнь будет тесно связана с творчеством.

Он плодотворно работает в студии Дома техники при Министерстве речного флота РСФСР, где регулярно выпускается киноальманах «На реках России». В этой же студии А. Высоцкий снял несколько документальных фильмов и киноочерков об участниках Великой Отечественной войны, в том числе лётчиках Николае Скоморохове и Михаиле Девятаеве. И если впервые о старшем лейтенанте Скоморохове он написал ещё в 1943 году на Кубани, то о легендарном Михаиле Девятаеве страна узнала именно благодаря этому фильму. Лента рассказывала о побеге 8 февраля 1945 года из концлагеря десяти советских военнопленных во главе с лётчиком-истребителем М. Девятаевым на захваченном немецком бомбардировщике.

Кинолаборатория Центрального Дома техники заняла особое место и в творчестве Владимира Высоцкого. Именно там с помощью дяди Лёши и работавших вместе с ним высококлассных профессионалов осуществлялись первые магнитофонные записи его песен.

В 1 976 году фирмой «Мелодия» была выпущена грампластинка по мотивам сказки Льюиса Кэролла «Алиса в Стране чудес». Стихи и музыку к ней написал Владимир Высоцкий. Он очень гордился этой работой и подарил пластинку Алексею Владимировичу с таким посвящением: «Дорогому и единственному дяде и другу моему с любовью и глубочайшим уважением к его прошлому и настоящему от автора песен для детей В. Высоцкого».

Этому человеку поэт и актёр доверял свои размышления, творческие планы и замыслы. На фотографии, сделанной в Театре на Таганке известным фотохудожником Валерием Плотниковым, он пишет такие слова: «Дяде моему Алексею Высоцкому и тёте Шуре в День Победы, для которой они много сделали! 9 мая 1977 года». А ещё Александре Ивановне он посвятит такие строки: «И когда наши девушки сменят шинели на платьица — не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять».

Семья Алексея и Александры Высоцких всегда была для Владимира Семёновича жизненным ориентиром. В ней родились и выросли замечательные, талантливые дети: сын Александр — журналист, серебряный призёр Чемпионата мира по академической гребле, к сожалению, в 1992 году трагически ушедший из жизни; и дочь Ирэна, ставшая детской писательницей и очень многое сделавшая для увековечения памяти своих родителей и двоюродного брата.

..Летний отдых семья Алексея Владимировича часто проводила у родных в Керчи. В 1961 году они встречают здесь Владимира, приехавшего к своему другу и однокурснику Георгию Епифанцеву, который родился и жил в посёлке Камыш-Бурун, где и начинал свою актёрскую деятельность в любительской театральной студии. В начале шестидесятых Георгий — уже довольно известный актёр, сыгравший главную роль в фильме «Фома Гордеев». Однако всенародная слава придёт к нему позже, когда он исполнит главную роль в известной экранизации романа «Угрюм-река» 1968 года. А сейчас Владимир рассказывает ему о своей новой роли в картине «Увольнение на берег», снимавшейся в Севастополе.

-3

Вечером Алексей Высоцкий приглашает племянника в кинотеатр «Пионер». Там перед началом сеанса режиссёр показывает один из своих документальных фильмов, а затем перед зрителями выступает актёр театра и кино Владимир Высоцкий.

Творческая биография Алексея Владимировича тесно связана с Керчью. В 50 — 60-е годы прошлого столетия его очерки «Дерзание», «Соревнование разгорается» о нелёгком труде работников Железорудного комбината публикуются на страницах городской газеты. В статье «Мга» идёт в Жданов» рассказывается о людях опасной профессии — моряках судна, на котором раскалённый агломерат доставлялся на ждановский завод «Азовсталь», где из керченской руды выплавлялся металл.

Алексей Высоцкий — частый и желанный гость в трудовых и школьных коллективах города-героя. Очень тесные связи установились у него с пионерами школы имени Шмидта, с которыми он переписывался, показывал свои документальные фильмы, сопровождая их рассказами о героях. Было у него горячее желание создать кинокартину о ветеранах Великой Отечественной войны, живущих в Керчи.

Алексей Владимирович внёс огромный вклад в сохранение памятипогибших товарищах-фронтовиках. Это было делом всей его жизни. Он вёл переписку с музеями Вооружённых Сил, органами власти регионов, где воевали и сложили головы его боевые друзья. Благодаря его усилиям появились улицы и скверы, носящие имена Александра Плоткина, Гули Королёвой, Василия Олейника. Во всех начинаниях его горячо поддерживала любимая супруга, с которой у них была одна фронтовая судьба.

Смерть любимого дяди 28 октября 1977 года стала настоящим потрясением для Владимира Высоцкого. По словам Марины Влади, таким рыдающим от горя она не видела своего мужа никогда. Александра Ивановна с дочерью часто гостила в Керчи у своих сестёр. Она ушла из жизни в 2007-м.

В 2015 году, к 70-летию Великой Победы на Тамани были торжественно открыты бронзовые бюсты Алексея и Александры Высоцких. Произошло это благодаря усилиям руководителя проекта «Аллея российской Славы» Михаила Сердюкова, на собственные средства основавшего один из самых больших в стране музеев поэта — Дом творчества В. С. Высоцкого (г. Краснодар). С его помощью и при активном содействии Ирэны Алексеевны в 2017 — 201 8 годах изданы книги Алексея Высоцкого «Живой сувенир» и «На грани подвига, на грани смерти».

Память об этих замечательных людях, об их ратном и мирном подвиге необходимо передавать от поколения к поколению. Они так много сделали, чтобы донести до нас правду о той войне, сохранить имена героев. Будем помнить!

Александр БЫХОВЕЦ.

Фото из открытых источников.

Сайт "Крымские известия"
Сообщество в ВК