Найти тему
Образование плюс...

«Мы знаем сколько нам надо...». О создании кадрового резерва в образовании.

Сизиф. Художник Сергей Тараник. mix-pix.ru
Сизиф. Художник Сергей Тараник. mix-pix.ru

Предложение методиста детского сада Кристины Копотиловой из Тюмени о создании единого резерва педагогических кадров было поддержано Президентом России на заседании Наблюдательного совета платформы «Россия-страна возможностей». Единый резерв педагогических кадров должен объединить как педагогов, так и управленцев.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова заверила что:

«...В практическом плане...мы знаем сколько нам нужно кадров. Мы для себя оценили, что нам нужно порядка 22000 для работы в школе, мы знаем по каким регионам, каким населённым пунктам, понимаем какой набор у нас на педагогические специальности....»

Также Татьяна Голикова предложила использовать различные программы переподготовки.

Давайте теперь трезво поглядим на проблему создания данного резерва. Для чего он будет создаваться? Я так понимаю для преодоления кадрового дефицита в образовании.

Ну, обо всём по порядку.

1. Начнем с резерва. Резерв по определению - запас чего-либо на случай надобности (т.е. сверх того, что уже есть, так сказать на экстренный случай). О каком запасе может идти речь, если у нас уже сейчас острейшая нехватка педагогических кадров. Ни для кого не секрет, что в некоторых школах такие предметы как английский язык, например, не ведутся годами. Классное руководство и преподавание в городских школах осуществляется одним педагогом одновременно в нескольких классах. И это сейчас к сожалению узаконено. И всем об этом известно, кроме может быть министра просвещения С.С.Кравцова.

2. О каком создании резерва может идти речь, если ещё в 2021 году министр просвещения С.С.Кравцов на заседании комитета Госдумы по образованию заявил:

«Средний возраст учителя в российских школах составляет 45-47 лет. Это нормально, нас это радует. В РФ нет нехватки учительских кадров». (Парламентская газета)

Кроме как бредом сивой кобылы я это назвать не могу. Полнейшее невладение ситуацией или нежелание видеть реальную картину, потому что решать придется. А в розовых очках как-то легче жить. По статистике 39,5% учителей находятся в возрасте 46-55 лет (почти все на пенсии по выслуге), 31,9% - 56-65 лет, 7,4% - работающие пенсионеры по возрасту. Но это средняя температура по больнице. В некоторых учреждениях ситуация такова, что уйди все пенсионеры разом на пенсию, то школа пойдет под закрытие.

3. Насчет знания ситуации вплоть до населенных пунктов. Однозначно враки. Несколько лет родная школа подает заявки на вакансии учителя математики и английского языка. В ответ - ни одного предложения. Ведь у нас нет дефицита.

4. Почему-то данные по дефициту педагогических кадров Татьяна Голикова привела точно совпадающие с вакансиями объявленными порталом «Работа в России»-22 000 учителей. По исследованиям же РАНХиГС дефицит педагогов в РФ составляет около 250 000 человек. Сплошные нестыковки какие-то. Вроде педагоги и есть, а в то же время в школах их нет.

5. Никакие программы переподготовки не решат проблему. Определяющим в этих программах является не качество подготовки специалиста, а оплата обучения, которое в 99,9% случаев проходит онлайн. Никто не научит человека рисовать или быть хорошим учителем английского заочно, по результатам прохождения итоговых тестов, сдуваемых с интернета. Но у нас главное корочки.

6. У нас есть огромные скрытые резервы. Их не нужно создавать, разрабатывать для них программы подготовки и переподготовки, выполняя сизифов труд. Это готовые специалисты, которые окончили профильные педагогические ВУЗы, но не пошли в сферу образования из-за низкой заработной платы. Это те, кто ради заработка сидят дома с образованием педагога и «пилят» ноготочки. Достаточно дать педагогу достойную заработную плату за ставку нагрузки и большая часть проблемы снимется. Повторюсь: за ставку нагрузки, т.е. за 18 учебных часов. А не считать зарплату учителя высокой, когда он ведет 40 часов в неделю.

И последнее. По поводу управленческих кадров. Не пора ли вернуться к советской системе назначения кадров в школы? Завучем назначать педагога, проработавшего учителем не менее 5 лет в школе, а директором не менее 10. Они то знают школьные проблемы не по наслышке, а не назначать на руководящие должности менеджеров и победителей различных форумов, которые порой не имеют никакого представления о школьной жизни.

Желающие посмотреть диалог Президента В.В.Путина с участниками форума «Россия-страна возможностей» по поводу создания резерва кадров могут сделать это здесь:

Спасибо, что прочли. Делитесь мнениями в комментариях. Подписывайтесь на канал. Поддержите автора!