Как то стало забываться имя выдающегося советского писателя Юрия Павловича Германа. Если назвать фамилию Герман, то большинству сразу же придет на ум кинорежиссер Алексей Герман-старший, в крайнем случае его сын, тоже кинорежиссер, Алексей Герман-младший. А имя их отца и деда могут связать только с фильмом "Мой друг Иван Лапшин", в титрах которого указано, что он снят по мотивам произведений Юрия Германа.
Алексей Юрьевич Герман, снявший самостоятельно во времена СССР три фильма - "Проверка на дорогах", "20 дней без войны" и "Мой друг Иван Лапшин", в конце 80-х демократической общественностью был практически официально признан "гением, а три указанных фильма соответственно "гениальными".
"Мой друг Иван Лапшин" был снят в 1982 г., полтора года решался вопрос о его прокате, и на экраны он вышел в начале 1985 г. Особого ажиотажа среди зрителей не вызвал, его посмотрело около 1,5 миллионов кинозрителей.
Советскому зрителю имя Алексея Германа в то время было не особо широко известно, восемь лет назад, в 1977 г., достаточно скромно прошел по экранам его фильм "20 дней без войны", по повести К. М. Симонова, тоже не вызвав особого отклика. При этом гораздо большей популярностью пользовался телеспектакль 1975 г. театра "Современник" "Из записок Лопатина", с Мариной Нееловой и Валентином Гафтом. И "20 дней без войны" оказался в тени этого спектакля. Людмила Гурченко и Юрий Никулин однозначно проигрывали шикарным Марине Нееловой и Валентину Гафту. Примитивный натурализм Германа уступил романтической истории Иосифа Райхельгауза.
Вот и на "Мой друг Иван Лапшин" зритель пошел не в связи с тем, что этот фильм был снят "гениальным" Алексеем Германом, а потому, что это была экранизация любимых советским читателем произведений отца режиссера о ленинградском милиционере Иване Лапшине. С начала 50-х и до середины 60-х Юрий Павлович Герман был одним из самых читаемых советских писателей и популярнейших сценаристов. Главные герои его произведений милиционеры и медики. Вершина его творчества - трилогия о врачах "Дело которому ты служишь, "Дорогой мой человек" и "Я отвечаю за все". Сопоставить с этим произведением можно разве что эпопеи "Тихий Дон" и "Вечный зов".
Но вернемся к Ивану Лапшину. В 1933 г. в Ленинградский уголовный розыск пришел 23-х летний молодой корреспондент газеты "Известия", начинающий писатель Юрий Герман.
У него имелось задание редакции написать очерк - "Один день в уголовном розыске." Начальник уголовного розыска направил молодого писателя и журналиста в бригаду, которую возглавлял 33-х летний Иван Васильевич Бодунов. Именно Иван Бодунов и стал главным прототипом милиционера Ивана Лапшина из произведений Юрия Германа "Лапшин" и "Один год". Герман еще напишет в начале 60-х и документальную повесть о нем - "Наш друг - Иван Бодунов", где скажет:
Много позже я понял: в молодости непременно должен быть у тебя старший товарищ, мудрый и спокойный друг, много испытавший, много повидавший, для которого не так все просто в жизни, как для тебя, и про которого ты знаешь совершенно твердо: это настоящий человек! Это рыцарь без страха и упрека. Он никогда ничего не испугается, не свернет с дороги совести, правды и порядочности, ни в чем, ни в самой малой житейской мере не пойдет на компромисс, не говоря уже, разумеется, о выполнении долга коммуниста.
Такой — старший как бы поверяет и проверяет твою жизнь и твою совесть, твое мужество и твои силы, если они нуждаются в испытании. На такого — старшего, не только возрастом, но и нравственным зарядом, ты, молодой, оглядываешься, с ним сравниваешь различные перипетии твоего бытия, в нем находишь постоянный пример и при помощи его образа как бы закаляешь себя, ежели нуждаешься в закалке.
Таким человеком стал для меня Иван Бодунов — старый коммунист, по специальности «сыщик», как он выражался про себя, «милиционер», как любил рекомендоваться, «папа Ваня», как называли его за глаза подчиненные.
Родился Иван Бодунов в 1900г. в Кунцевской волости под Московой. Уехал в 1918 г. Петроград, где вступил в Красную Армию. Из армии его направили учиться в Первый рабоче-крестьянский университет на следователя. Срок обучения 6 месяцев и вот он уже следователь Следственной комиссии Петроградского района. Затем угрозыск.
А в марте 1921 г. молодой Ваня Бодунов в составе особого отряда Петроградского угрозыска штурмует мятежный Кронштадт. Вместе со своим милицейским отрядом Бодунов одним из первых ворвался на улицы Кронштадта, захватил во время уличного боя вражеский пулемет и огнем по врагу поддержал атаку советских войск. А через несколько дней в Михайловском театре Ване Бодунову вручили орден Красного Знамени за мужество и героизм при подавлении мятежа. Тогда это было равнозначно званию Героя Советского Союза.
А потом было участие в разгроме банды Ивана Белова "Белки", на счету которой были десятки кровавых преступлений, в том числе и убийство агента питерского угрозыска 23-х летнего Александра Скальберга, внедренного в банду. Бандиты заманили милиционера в ловушку, оглоушили, а потом в одном из притонов содрали с него живьем кожу и расчленили. Останки потом опознали только по предметам одежды. Тогда Бодунова решили внедрить в банду. Он узнал о местонахождение "базы" банды на Лиговском проспекте, и она была взята штурмом, во время которого главарь банды погиб.
Дальше была эпопея с поимкой легендарного Леньки Пантелеева. Вот перед вами фото двух прототипов знаменитых киногероев. Ивана Лапшина из "Мой друг Иван Лапшин" и Николая Кондратьева из "Рожденной революцией." Это начальник первой бригады петроградского угрозыска Сергей Кондратьев (справа) и его заместитель Иван Бодунов (слева) в дни, работы по поимке банды легендарного Леньки Пантелеева.
Бывший сотрудник питерского ВЧК и ГПУ Леонид Пантелкин, уволенный в 1921 г. из органов в связи с тем, что во время чекистской облавы его застали в одном из притонов, создал из бывших коллег по ГПУ и уголовников банду, грабившую богатых нэпманов. Он взял себе псевдоним Леонид Пантелеев.
Это был молодой человек с не очень красивым, но довольно приятным лицом, с великолепными нервами, не изменявшими ему ни при каких обстоятельствах... Он не пил, не курил, всю жизнь был верен своей любимой женщине — бухгалтерше, с которой познакомился, еще работая в ГПУ.
Очень быстро имя лихого и благородного разбойника Пантелеева стало очень популярно в народе.
Как все быстро разбогатевшие люди, нэпманы не верили в прочность своего богатства и пытались выжать из мастерской или магазина все, что можно, и как можно скорее. Они раздражали своей самоуверенностью, своей некультурностью и хамством. Даже те люди, которые понимали всю государственную мудрость нэпа, не испытывали к нэпманам никакой симпатии. Словом, была создана почва для легенды о благородном разбойнике, который грабит самоуверенных, наглых нэпманов и отдает неправедно нажитые ими деньги нуждающимся. От Пантелеева требовалось очень немногое: только не зверствовать, не убивать, может быть, раз-другой шутливо и вежливо поговорить с тем, кого он грабит. Слухи раздували каждый случай ограбления, добавляли к нему тысячи подробностей, наделяли Пантелеева и рыцарской вежливостью, и юмором, и благородством, которые на самом деле были ему совсем не свойственны.
Ограбив квартиру очень известного в Петрограде актера Ростовцева, Пантелеев оставил ему записку:" Уважаемый Михаил Антонович, вынужден был позаимствовать у Вас. Не сердитесь. Искренний поклонник Вашего таланта Леня Пантелеев".
Через восемь месяцев Пантелеев был задержан. Первыми его допрашивали Бодунов и Кондратьев. Пантелеев вел себя необычно. Все подробно рассказывал и ни о чем не волновался. А через некоторое время он вместе со своим сообщником совершил побег из "Крестов". Зам. начальника "Крестов" был подкуплен неизвестными, ему вручили целый портфель с золотом и бриллиантами, и он подписал пропуск, который позволил Пантелееву вместе со своим "адъютантом" Гавриковым беспрепятственно покинуть СИЗО. А зам. начальника кинулся к эстонской границе, но был задержан пограничниками.
В 2011 г. был снят сериал "Жизнь и смерть Леньки Пантелеева", в котором излагается одна из версий того, кем же был на самом деле Ленька Пантелеев. А был он по этой версии сотрудником ОГПУ, которому отдельные руководители ОГПУ, несогласные с НЭПом, поручили создать банду, чтобы грабить нэпманов. С одной стороны у нэпманов изымались золото-бриллианты, которые шли на государственные цели, с другой стороны на нэпманов оказывалось психологическое воздействие, запугивание, чтобы особо не радовались возвращению элементов капитализма. То есть это была секретная операция чекистов, что и объясняет очень спокойное отношение Пантелееву к аресту милицией. Вот популярный шансон в исполнении Анатолия Полотно с видеорядом из сериала. Пантелеева играет Алексей Барабаш.
А это орлы-сыщики
После побега Ленька недолго погулял. Угодил в милицейскую засаду и был убит.
Из Ленинграда в середине 30-х Бодунова перевели в Москву, в МУР, затем в центральный аппарат НКВД. Возглавлял отдел уголовного розыска Главного Управления Рабоче-крестьянской милиции наркомата.
Дослужился до заместителя начальника Главного Управления милиции МВД СССР. Закончил он службу комиссаром милиции 3 ранга. А в 1966 г. вместе с писателем Евгением Рыссом написал сборник воспоминаний "Записки следователя."
Вот с таким человеком свела в 1933 году молодого писателя Юрия Германа. И в 1937 г. вышла повесть "Лапшин", о начальнике опергруппы ленинградского уголовного розыска Иване Михайловиче Лапшине, прототипом которого и был Иван Бодунов.
К чему я так подробно остановился на описании жизни Ивана Бодунова? А из-за того, что отношение к нему у писателя Юрия Германа и его сына, кинорежиссера Алексея Германа, совершенно противоположное. Если отец восхищается Бодуновым и гордится знакомством с ним, то сынок, который близко и не знал прототипа героя своего самого главного (для зрителей) фильма, в своей привычной, ядовито-пренебрежительной, манере высказывается о нем так. И об Иване Лапшине и об Иване Бодунове.
...и герой ( Иван Лапшин) другой: дурак, но надёжный, верный. Другом его иметь хорошо, но встречаться надо пореже… Он и жертва, и палач одновременно. Сам создал тот режим, который его убил. Он болен, и у него случаются припадки, в которые он чувствует: что-то не так. Но усомниться для него – это умереть. Он как муравей: умрёт без муравейника. Он наивнее: в тридцатые годы они все думали, что владеют ключами от счастья, а ничем не владели: это была ложная идея…
...Я с ним ( Иваном Бодуновым) тоже был знаком. Наверное, он был храбрый человек, отважный ловитель бандитов; папа видел его в деле. Хобби его было — избивать шпану: он брал трех-четырех своих удальцов, шел по улице в штатском и избивал, а потом садился в трамвай и уезжал. Зато шли слухи: «Ваньку Корзубова так отметелили, что он домой на четвереньках приполз». Все мое знакомство с Бодуновым состояло из его рассказов о том, как надо пороть внуков. По мне, он был полный идиот — но папа светился, когда его видел, а папа не был глупым человеком.
Да и об отце он отзывался достаточно скептически.
Вероятно, в каких-то вещах даже более крепкий, чем отец. Папа все-таки был пуганым, а я – не пуганый, поскольку рос сыном писателя, который дважды пил водку с вождем, у которого была Сталинская премия, огромная квартира, несколько домработниц, личный шофер.
Папа был доверчивый человек, он влюблялся в людей. В этом было его отличие от меня: я не влюбляюсь. Могу хорошо или плохо относиться, переживать за кого-то, не мочь его терпеть, потом простить, но не влюбляться. А папа был влюблен в Бодунова.
Есть писатели, реализовавшие себя на 300 %, на 200 %, на 150 %… Папа себя реализовал на 30 %. Он мог бы быть очень крупным писателем, но, кроме нескольких глав трилогии, «Подполковника медицинской службы», «Лапшина», «Жмакина» и повести «Здравствуйте, Мария Николаевна», он ничего по-настоящему значимого не написал. Какая-то идея ему не давала писать: он же всерьез мне говорил после войны, что война невозможна – «трудящиеся всего мира откроют нам ворота»! Он разрывался между этим и ненавистью к строю, который посадил столько людей. Папа абсолютно распахнулся Хрущеву, считая его приход к власти избавлением, и тогда вступил в партию.
Фильмов Алексей Герман снял немного, но вот интервью он нараздавал на полное собрание сочинений. И никакой ни "гений" проявляется в этих интервью, а пожилой, ядовитый старик в стиле "я - д Артаньян, а вы все казлы". Так и выпирает наружу маленький еврейский мальчик, которого выбросили из трамвая, крикнув на ходу «Абрам!». И потом во всех своих рассказах он представляет себя, как крутого боксера, который "держал" половину Невского, которого "уважали" послевоенные ленинградские воры и гопники. Который ходил по ресторанам с пистолетом в кармане и постоянно попадал в милицию. Который студентом мог запросто зайти в кабинет приятеля отца, начальника ленинградской милиции генерал-лейтенанта Ивана Соловьева, и тот ходил перед этим двадцатилетним пацаном в трусах.
Помню, как-то я попросил его, чтобы моему товарищу Когану продлили прописку на год – тогда он смог бы учиться в аспирантуре. Мы встретились, и тот разрешил… А потом встал из-за стола, и я офигел: он сидел там без штанов, в одних трусах.
Дело в том, что он был в войну танкистом – у МГБ были свои танковые дивизии, на случай подавления восстаний в лагерях. Однако восстаний не произошло, и танки двинули на фронт. Он воевал и довоевался до командира дивизии, генерала и Героя Советского Союза. Кончилась война, его сделали начальником ленинградской милиции. А ведь танкисты весной и осенью не могли ходить в сапогах – грязь налипала; и молодые бегали от танка к танку босиком. Он добился того, что с венами у него было что-то страшное – и не мог надеть штаны. Надевал, только если из обкома приходили.
Какие-то "байки из склепа". И никаких дивизий танковых перед войной в МГБ не было для охраны лагерей, и Соловьев не был перед войной танкистом, бегающим босиком по грязи, а командиром погранотряда на юго-западной границе, и в войну командовал стрелковой дивизией.
Но иногда и у него прорезались здравые мысли о себе
Конечно, если взять для примера человеческое существо, которое бьют батогами, то в сравнении с ним я счастлив. Рядом с каким-нибудь несчастным зэком я – победитель; трудные времена я прошел легко. Дожил до 72 лет, приспособился к этому строю и государству, даже страну эту люблю. Наград у меня полно, значков всяких много, государственные премии. Вроде все хорошо.
С другой стороны, я себя ощущаю человеком несостоявшимся и, в общем, не получившимся. Несчастным. Почему, я понять не могу. Вот попал я в больницу с довольно неприятным диагнозом – вода в легких. Откачали, вышел, исчезла одышка. Но ощущение воды во всем теле осталось… Вообще я человек не сильный, подверженный депрессиям. Я всегда боялся, что моя жизнь закончится по моей воле – у меня и в семье полно самоубийств. Я растерян и одинок. Многие умерли, некому позвонить, и никому ничего в этой стране не надо. Жизнь прошла крайне глупо. Унизительно глупо.
В общем, это была преамбула к рассказу о фильме "Мой друг Иван Лапшин". Продолжение тут