О планах снять художественный фильм о рок-музыке в СССР сценарист и гитарист первого состава группы “Кино” Алексей Рыбин рассказал еще несколько лет назад. Вначале шла речь о том, что это будет картина о Викторе Цое, затем - что о Майке Науменко. Интриги добавляло то, что “Лето” Рыбин не одобрил. В фильме Кирилла Серебренникова, по его словам, ошибочно показаны молодые люди из нынешнего времени, ничем не мотивированные хипстеры, которых в Ленинграде начала 80-х быть никак не могло. Таким образом, фильм, посвященный Майку Науменко (рабочее название “Уездный город N”), снят человеком легендарному музыканту не посторонним, и потому должен был быть сделан, как следует.
Чтобы в картине все было честь по чести, к работе над нею Рыбин привлек непосредственных участников тех событий, которые, как и он сам, знали не просто рок-субкультуру 80-х изнутри, а были знакомы с Майком лично. В главной роли снялся участник группы “Секрет” Николай Фоменко, к которой Майк благоволил.
Продюсером картины стал Игорь “Панкер” Гудков, ни много ни мало, Рыбина с Майком и познакомивший.
В аккомпанирующий состав главного героя вошли музыканты “Гарина и Гиперболоидов” - возрожденного Рыбиным проекта, из которого выросла группа “Кино”. Тот же басист “ГиГ” Наиль Кадыров выступал с Майком и Цоем на акустических квартирниках в качестве гитариста.
Композитором картины выступил Евгений Федоров (экс-”Объект насмешек” и Tequilajazzz). То есть для работы над фильмом “Джонни” была собрана настоящая команда мечты.
При этом Алексей Рыбин решил сымпровизировать и показать не только то, что происходило в золотое десятилетие русского рока, но и отрефлексировать извечную тему пьяных фанатских разговоров, а именно: что было бы, если б Майк не погиб в 1991-м, а дожил до времени Ютьюба и айфонов?
Стоит особо подчеркнуть, что имя Майка звучит только в финальных титрах, а сам он действует под псевдонимом Джонни в окружении статистов, которых зовут Роттен, Воробей, Аня, Ира, Коля и так далее. Но при этом в картине упоминаются слова “Зоопарк”, “Аквариум”, “Цой”. Какие-то из статистов узнаваемы, как, например, человек, похожий на журналиста Александра Невзорова. Есть и статист-Цой, произносящий единственную фразу.
Сюжет фильма построен вокруг песни Майка “Уездный город N”, которая звучит в современной интерпретации в течение всего фильма - благо длинная - и на происходящее в песне нанизываются то флэшбэки, то сцены из наступившего фантазийного будущего. Кстати, современных Джонни сразу два. Один - богат, успешен и ездит в студию на лимузине (то, чего по крайней мере на словах и полушутливо желал от жизни Майк), а второй продолжает жить в коммуналке и находится в творческом и личном кризисе, как настоящий Майк перед уходом.
Я, конечно, не могу претендовать на владение материалом в той степени, в которой его знают создатели картины. Но никак не возьму в толк: зачем было выставлять пожилого Майка пьяницей, который допивается до белой горячки? Зачем было размазывать кризисные два-три года ушедшего молодым Науменко на десятилетия? Ради произнесения фразы (сказанной, кстати, не главным героем), о том, что музыка теперь стала никому не интересной? Вероятно, Рыбина это волнует больше всего, так почему бы не проговорить сие и в фильме про Майка?
Повторюсь, есть в картине и герой с альтернативным будущим - финансово состоятельный и выступающий для ценителей. Но эта линия не раскрыта и разве только что обозначена. Кстати, очень вероятно, что Джонни успешный - это просто видения или сны Джонни настоящего, опустившегося. В фильме есть пара намеков на такую грустную трактовку.
В общем, картина получилась экспериментальной, авторской, и ее можно посмотреть из любопытства один раз. Она не является, так сказать, обязательной к просмотру. Мои надежды на этот фильм не оправдались, жаль, что гора родила мышь.
Майк Науменко - это огромная величина для нашей музыки. И он вместе со своей группой достоин художественного фильма плана “Дорз”, “Контроль”, “Джими Хендрикс” - качественного байопика, где история рассказывается без каких-то фантазийных завихрений, где от попадания актера в образ у зрителей захватывает дух. Где все зовутся своими именами. Где события жизни и творчества представлены правдиво, а не как Бог на душу положит.
Пожалуй, единственным светлым пятном в “Джонни” стала пущенная на титрах репетиционная запись настоящего “Зоопарка” с репликами Майка по ходу игры. Думаю, что вот на такие вещи нужно было ориентироваться, воспроизводить их один в один. Из таких живых моментов и должна была, по-хорошему, состоять ткань фильма.
Сколько ни читал воспоминаний того же Рыбина, да и других участников событий, Майк везде представляется легким, веселым, остроумным человеком. Именно про такого музыканта, главного рок-н-рольщика страны, который написал нетривиальные для СССР песни, много гастролировал, искрометно выступал, много на кого повлиял (на всех), думаю, и стоило снимать. Рыбин же, к сожалению, снял фильм про Майка-алкаша. И объяснить это я могу только ревностью менее творчески состоявшегося эпигона.
Источник всех фото в статье - kinopoisk.ru.