Инна Булгакова «Век кино»
По всем признакам чисто Булгаковская история (не путать с Михаилом Булгаковым). Таинственная записка, пропавший ковер, фраза с того света: «Не ищите мою могилу», светящийся бес, и главный герой на грани помешательства в стремлении найти ответы. Пожалуй, многое из странного в этом деле использовано автором для украшательства, а истинные улики и ключи намного проще и прозаичней, хотя объяснение есть у всех странностей, просто вроде и без них все работало. Но на атмосферу несомненно это все работает как надо. Стоит заметить, что мотивы частного расследования здесь более чем убедительны, найти убийцу или хотя бы трупы главный герой стремится не ради праздного любопытства и не ради того, чтобы погеройствовать. Трагедия напрямую касается главного героя, потому что выясняется, что пропавший — его сын, о котором он не догадывался. Мне кажется на этом можно было и больше трагизма напустить, но насколько мотивирован сыщик ввиду личной трагедии, настолько же он методичен и холоден в рассуждениях, и в конце особо не горюет, главное, что убийца найден. Ну да ладно.
Сам факт того, что трупы ищутся на протяжении всей книги тоже здорово «напрягает», в том смысле, что за счет этого держится напряжение до самого конца. Читая хороших авторов детективов всегда ждешь подвох: а вдруг и трупов никаких нет? Поэтому эта неизвестность будоражит кровь и фантазию. Кстати, не припомню детективов построенных именно таким образом, когда до конца остается интрига с трупами. По сути большую часть книги расследуется исчезновение. Традиционное «второе убийство» (по факту оно не второе, но углубляться не буду, чтобы не спойлерить) того, кто слишком много узнал, тоже есть, после чего подключаются органы. Кстати, это миф, что искать людей начинают только по прошествии 3-х суток, это не правда. Спишем этот «ляп» на условности жанра.
Сама детективная схема имеет в своей основе идею роковой случайности, т. е. план убийцы не был реализован от и до в строгом соответствии с планом. Возможно эта небольшая подсказка выведет вас на верный путь, если удастся понять где, когда и с кем произошла эта случайность, а на это есть множество подсказок и это является ключевым моментом всей истории и ответом на вопрос, почему так много не стыковок в предполагаемой логике преступника. Интересно, что один из персонажей буквально записал план убийства и сохранил на компьютер, что тоже с одной стороны является триггером, с другой — подсказкой, с третьей — необычным сюжетным элементом. Понятно, что этот план и обстоятельства пропажи не соотносятся на сто процентов, но сам факт существования плана понятно на что намекает, и понятно, что это слишком прозрачный намек, чтобы иметь истинное значение. Это только самый первый поверхностный слой подозрений, озвучиваемый самим сыщиком. А значит копать нужно глубже.
По большому счету в этой книге Булгакова проявила все свои лучшие качества и особенности стиля, при этом избежав излишней ирреалистичности в поведении персонажей и не перебарщивая с галлюциногенностью происходящего глазами главного героя. Концовка и убийца наверно не шокируют, как бывает в других книгах Булгаковой, и главная идея не нова, просто грамотно реализована. Убийца и вовсе по зрелому размышлению все-таки торчит, его можно угадать из общих соображений, ввиду того, что он как будто немного лишний в истории. У него нет спасительной маскирующей роли. Хотя таких персонажей больше чем один, возможно на это и расчет. Кто из них более лишний решать читателю. Поскольку Булгакова здесь умерена при закручивании сюжета это делает детектив стройным и логичным, с правильной атмосферой и выразительной детективной схемой. Всё аккуратно уложилось в пазл. Более того, тем кто допустим не читал раньше Булгакову или читал одну-две вещи этот детектив покажется прям супер отличным. Лично я, что ожидал от Булгаковой то и получили, и остался доволен. И скажу больше «Дом века» стоит отнести к лучшим книгам Булгаковой, хотя бы потому что вы никогда не догадайтесь об истинных мотивах убийцы, потому что, пожалуй, находкой автора является именно такая интерпретация идеи «роковой ошибки».