Скорее всего, развитию болезни способствует сочетание генетических, психологических, нейробиологических и социальных факторов [90 стр. Дж.Крейсман].
Маргарет Малер с ее коллегами утверждают, что первые 1-2 месятца после рождения ребенок игнорирует все, кроме себя. В 4-5 месятцев он находится в фазе симбиоза,то есть узнает других, как продолжение себя , первая улыбка. До 3-х лет длится период сепарации-индивидуализации, где формируется независимое самоощущение, но осложняется тем фактором, что ребенок воспринимает каждого из окружающих его людей как 2 разные личности. При нормальной адаптации у ребенка формируется здоровое понимание "+" и "-" качеств 1 мамы, а тревога расставания вытесняется твердым знанием о том, что мама все равно существует и она вернется. Этот важный последний период Малер разделяет на фазы: 1-социальная улыбка/тревога при встрече с незнакомым; 2.- фаза практики разлуки и напоминания о себе ; 3.- фаза воссоединения , то есть, испытывает скорее печаль (не ярость и гнев), а при воссоединении счастье, злость на расставание. Это формирует любовь и доверие. Но раннее и длительное отталкивание от себя , или чрезмерной опеке и удерживании из-за страха одиночества оставляют в памяти ребенка воспоминания опустошающего одиночества, либо, ощущение удушья от контроля мамы. 4.-фаза установления константности объекта , то есть ребенок учится переносить амбивалентность и фрустрацию (многополярность причин и безусловность любви), становится позитивным к окружению. Этому помогают предметы вещь из дома- физические заменители утешающей матери...Успокаивающая и защищающая фигура матери, как постоянный образ, вытесняет (!) и ребенок оставляет предмет за ненадобностью.
Но ПРЛ-щик , застрявший на 3 фазе находит утешение в ритуальных и суеверных действиях с переходными предметами. Перечитанные сказки с абсолютно положительными ("-") персонажами придерживается главной стротегии расщепления, (либо 1-либо 2, третьего не дано)[♡], в 4 года ребенку еще сложно понять, что мама одновременно злится и любит его. Этот поиск своей идентичности виден как дети копируют родителей, супер-героев, свертников. Желание нравиться только близким корректирует новую идентичность, каждый раз отбрасывая часть отторгнутой близкими и приростая теми которые устраивают всех, особенно ребенка.
Неуверенная в себе девочка-подросток не формирует четкий и последовательный портрет бойфренда , использует расщепление как защитный механизм, оставаясь в раздумьях "любит-не любит". Не умение твердо опираться на общепринятые нормы морали, нравственное ядро своей личности и законы уголовного кодекса вгоняют ее в тревогу, неуверенность, что формирует нездоровую модель межличностного общения.
На странице 106 автор книги вдохновлен тем, что пограничные пациенты учатся отвергать привычные методы мышления ограниченных категориях белого и черного.
Пограничная личность-это сложное полотно, богато расшитое огромным числом любопытнейших нитей.