На казанских остановках перестали работать электронные информационные табло, причем из строя они выходят постоянно с момента их установки. На этот раз речь идет о глобальной поломке - уже пятый день казанцы, привыкшие заранее знать точное время подъезда транспорта, вынуждены в неведении ждать свой автобус, троллейбус или трамвай. Корреспондент «ВК» узнал о причинах поломки оборудования и заодно выяснил, сколько денег городу пришлось отдать за устройства, которые неожиданно (ожидаемо) перестали работать.
В минувший четверг в Казани разом погасли все информационные табло на остановках. Раньше они выходили из строя только точечно, но, стоит отметить, часто. Поломку казанцы заметили сразу: в соцсетях пошел вал жалоб от горожан, которые теперь не могут узнать точное время прибытия транспорта. Не получится узнать график движения автобусов, троллейбусов и трамваев и в приложении «Яндекс.Карты». Согласно сообщению в приложении, дело в отсутствии данных от перевозчика. В «Яндексе» нам сообщили, что сейчас компания совместно с перевозчиком работает над решением проблемы, а метки в приложении появятся, как только передача данных будет налажена.
Информационные табло давно стали частью городского пейзажа. Первые 10 подобных устройств на казанских остановках установили в далеком 2010 году. В зависимости от количества транспорта, проезжающего через остановку, определялся вид табло: есть однострочные, двухстрочные, трехстрочные и четырехстрочные. На остановках с большим пассажиропотоком для удобства горожан устанавливаются двухсторонние табло. Всего в Казани таких табло 360, они располагаются на четверти всех городских остановок. На 24 остановках города информационные табло работают от солнечных батарей - например на «Энергетическом университете», «Гуманитарном институте» или «Попова».
Сама суть информационных табло заключалась в удобстве тех, кто пользуется общественным транспортом, но на практике исполнение этой задумки вызвало нарекания. На портале «Народный контроль» только за неполный 2023 год зарегистрировано 48 обращений от казанцев на работу этих устройств - и это без учета обращений после глобального сбоя с 21 июля. В основном горожане жаловались на то, что табло не работают или показывают неактуальную информацию.
Обслуживанием данных приборов в городе занимается муниципальное казенное учреждение «Организатор пассажирских перевозок», учредителем которого является комитет земельных и имущественных отношений исполкома Казани. Главный инженер организации Евгений Молокопой не дал нам никакой конкретной информации, кроме стандартного ответа: «Над устранением поломки работаем, но когда приборы починят, сказать не можем». По его словам, неполадки связаны с работой серверов - восстанавливать приходится всю систему целиком.
Как рассказал собеседник «ВК», электронные табло в Казани закупают у нижегородских и ярославских компаний. Сами приборы работают через систему ГЛОНАСС. Время, указанное в табло, соответствует графику движения транспорта, но небольшая погрешность размером примерно в минуту все же есть - виной тому пробки и ДТП.
Урбанист Дмитрий Сагдеев отметил, что информационные табло очень удобны для горожан, позволяют людям планировать свои поездки и экономить время. При этом эксперт считает, что в Казани система отслеживания времени приезда транспорта передовая.
- Я сейчас нахожусь в зарубежной поездке и начинаю скучать по российским IT-сервисам. За рубежом практически нигде нет электронных табло или приложений по типу «Яндекс. Карты». Есть какой-то сервис от «Гугла», но он показывает лишь примерное время прибытия согласно обычному графику движения транспорта. Это я говорю на примере Италии, Венгрии и Турции. Так что информационные табло на казанских остановках - это незаменимая вещь, особенно для туристов, - говорит Сагдеев.
Также урбанист отмечает, что главный плюс информационных табло в столице Татарстана в том, что они показывают реальное время прибытия транспорта согласно текущему месту нахождения автобуса, троллейбуса или трамвая. При этом приложения для отслеживания графика движения транспорта и табло сравнивать не стоит - если первые предназначены для тех, кто пользуется общественным транспортом постоянно, то вторые полезны и людям, которые нечасто ездят на автобусах и троллейбусах.
На сайте госзакупок удалось обнаружить несколько тендеров на поставку информационных табло для казанских остановок. В январе 2023 года тендер на поставку данных приборов выиграла компания «Нижегородская областная реклама», предназначались они для остановок «Университет», «Абжалилова», «Кооперативный институт», «Советская площадь», «Филармония» и «Улица Халева». По контракту восемь трехстрочных табло закупили за 616 тысяч рублей - по 77 тысяч рублей за штуку. А победителем тендера на поставку 36 табло в апреле 2019 года стала нижегородская компания «Трансдеталь». Договор предусматривал поставку 24 однострочных, восьми двухстрочных, одного трехстрочного и четырех четырехстрочных табло. Одним из требований для табло в закупочной документации было читаемость отображаемой информации на расстоянии не менее 15 метров в дневное и не менее 20 метров в ночное время. Разрешенная погрешность между указанным в табло и фактическим временем прибытия транспорта составляет одну минуту. Контракт также предусматривал монтаж и ввод в эксплуатацию закупленного оборудования. За все покупатель - ПАТП № 2 - заплатил чуть более 1,84 миллиона рублей.
Автор: Рамиль Акберов
Фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»