Найти в Дзене

Транссибирская магистраль: как создавалась самая длинная железная дорога в мире

Транссибирскую магистраль не просто так в свое время прозвали Великим Сибирским Путем. Это амбициозный проект даже по современным меркам, а для XIX века постройка ж/д путей такого масштаба казалась чем-то невероятным. Отчасти так и есть, ведь во время строительства было много сложностей и, казалось бы, нерешаемых задач. Но Россия справилась с ними и создала самую длинную железнодорожную магистраль в мире на тот момент. Сегодня Транссиб вторая по длине дорога в мире, пересекающая 8 часовых поясов и 16 крупных рек. Ее длина больше 9 299 км. Это в три раза длиннее, чем первая трансконтинентальная дорога США. Читайте подробности о Великом Сибирском Пути далее. Задумка проекта Мысль о строительстве подобной магистрали давно витала в воздухе. В середине XIX века Сибирь и Дальний Восток были оторваны от европейской части Российской империи. Дорога до этих краев была долгой и непростой, с многочисленными водными переправами. Сколько именно занимал путь доподлинно неизвестно, но некоторые ист
Оглавление

Транссибирскую магистраль не просто так в свое время прозвали Великим Сибирским Путем. Это амбициозный проект даже по современным меркам, а для XIX века постройка ж/д путей такого масштаба казалась чем-то невероятным. Отчасти так и есть, ведь во время строительства было много сложностей и, казалось бы, нерешаемых задач. Но Россия справилась с ними и создала самую длинную железнодорожную магистраль в мире на тот момент.

Сегодня Транссиб вторая по длине дорога в мире, пересекающая 8 часовых поясов и 16 крупных рек. Ее длина больше 9 299 км. Это в три раза длиннее, чем первая трансконтинентальная дорога США. Читайте подробности о Великом Сибирском Пути далее.

Задумка проекта

Мысль о строительстве подобной магистрали давно витала в воздухе. В середине XIX века Сибирь и Дальний Восток были оторваны от европейской части Российской империи. Дорога до этих краев была долгой и непростой, с многочисленными водными переправами. Сколько именно занимал путь доподлинно неизвестно, но некоторые источники рассказывают, что Антон Чехов добирался из Москвы до Сахалина 3 месяца. Страна нуждалась в относительно коротком пути между центральными и восточными регионами, чтобы тратить на дорогу минимум ресурсов и времени. Нужна была транспортная артерия, которая объединит всю огромную империю – от Европы до Азии!

-2

Первые разговоры о Транссибе завел генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский еще в 1857 году. Но официальное разрешение на строительство было получено только к 1880-м годам. Правительство решило полностью самостоятельно финансировать проект без иностранных инвесторов. По предварительным подсчетам планируемый бюджет составлял 350 млн рублей золотом. Однако по итогу магистраль обошлась в несколько раз дороже. По некоторым оценкам бюджет вырос до 1.5 млрд рублей золотом. На сегодняшние деньги это было бы больше 2-х триллионов рублей.

-3

Вариантов расположения путей было несколько. В 1887 году под руководством инженеров Николая Меженинова, Ореста Вяземского и Александра Урсати были организованы три экспедиции для изыскания Среднесибирской, Забайкальской и Южно-Уссурийской трассы для ж/д путей. По их окончанию было принято решение начать строительство магистрали сразу с двух сторон – от Челябинска и Владивостока навстречу друг другу.

В начале 1891 г. был создан Комитет по сооружению Сибирской железной дороги, который вынес важное постановление о том, что: «Сибирская железная дорога, это великое народное дело, должна осуществляться русскими людьми и из русских материалов», и утвердил облегченные технические условия строительства магистрали.

Строительство дороги

-4

Официальной датой начала строительства Великого Сибирского Пути считается 31 мая (19 мая по старому стилю) 1891 года. Именно в эту дату Цесаревич Николай Александрович – будущий император Николай II – торжественно заложил первый камень дороги во Владивостоке. Это был первый в мире железнодорожный проект такого масштаба. Еще никто не строил дороги подобной длины и сложности. Путь проходил через озера, реки, болотистую местность, вечную мерзлоту и широкие безлюдные просторы. Также все усложнялось тем, что строилась не единая ветка по одному направлению, а сразу несколько: с одной стороны из Челябинска, с другой стороны из Владивостока. Параллельно возводились пути в европейской части России и множество ответвлений к городам по ходу следования.

В момент строительства Великий Сибирский Путь стал не только сложным в реализации проектом, но и беспрецедентно дорогим. Предварительная оценка в 350 млн рублей золотом оказалась недостаточной, бюджет пришлось увеличивать в разы. Но, чтобы он не вырос еще сильнее, правительству пришлось искать варианты экономии. Например, сокращалось количество строительных работ, увеличивалось расстояние между шпалами, использовали более дешевые материалы, делали менее глубокую насыпь. Но экономия шла не в ущерб качеству. Часть путей до сих пор состоит из рельс, проложенных во времена царской России.

-5

Это были не единственные проблемы. Реализацию проекта тормозила нехватка рабочих рук, примитивные инструменты в виде кирок и лопат, долгая транспортировка строительных материалов, которые неоднократно тонули на водных переправах, особенности климата каждого региона, вносящие неожиданные коррективы в строительстве и так далее. Но, несмотря на все сложности, ежегодно прокладывалось от 400 до 600 км ж/д путей. Такая скорость и сегодня считается показателем быстрого темпа строительства, а в те времена была бесспорным рекордом.

Весь Великий Сибирский Путь разделен на несколько участков:

1. Уссурийская дорога, которая стала первой железнодорожной магистралью на Дальнем Востоке (Владивосток – Хабаровск);

2. Западно-Сибирская дорога (Челябинск – Обь);

3. Средне-Сибирская дорога (Обь – Иркутск);

4. Забайкальская дорога, часть которой проходит по берегу Байкала;

5. Маньчжурская дорога, находящаяся у границы с Китаем;

6. Кругобайкальская дорога, обрамляющая юго-западную часть побережья озера Байкал;

7. Амурская дорога, которая стала завершающим этапом проекта.

Соединение путей из Челябинска и Владивостока произошло в ноябре 1901 года, но активное эксплуатирование дороги началось в июле 1903 года после ее обкатки. К этому времени на Байкале еще не было железных дорог, так как эта часть была самой сложной для строительства из-за труднодоступности. Примерно четверть итогового бюджета строительства было потрачено именно на этот отрезок путей (всего-то 1/18 часть магистрали, но какая!). Их отсутствие негативно сказалось в ходе Русско-Японской войны. Из-за недостаточной пропускной способности паромов, которые везли эшелоны через Байкал, не получалось оперативно снабжать русскую армию всем необходимым. Дополнительной сложностью были одноколейные участки Транссиба. Из-за этого даже пришлось сократить гражданские перевозки во время войны.

В октябре 1904 был запущен непрерывный путь по Кругобайкальской железной дороге, что открыло прямое сообщение между Владивостоком и Санкт-Петербургом. Первое время дорога занимала месяц из-за низкой скорости поездов. Сегодня такой же маршрут займет всего неделю. Окончательно строительство всей магистрали закончилось в 1916 году. Одной из важнейших построек дороги считается стальной мост через реку Амур.

-6

А в 1907 году на станции Мозгон было построено первое в мире здание на вечной мерзлоте, которое стоит и по сегодняшний день. Изобретенный метод строительства на вечной мерзлоте стали потом использовать не только в России, но и в Канаде, Гренландии и на Аляске.

Транссибирская магистраль в прошлом и сегодня

За время Первой мировой войны и последующей Гражданской войны пути значительно пострадали. Вокруг них происходили боевые действия, из-за чего в некоторых местах были повреждены рельсы и разрушены мосты. Транссибирскую магистраль полностью восстановили к 1924 году. Со временем увеличивались парк паровозов и пропускная способность. Во время Великой Отечественной войны дорога помогла выиграть много битв, так как была одной из главных транспортных артерий, по которой передвигались воинские эшелоны, велась эвакуация различных предприятий и доставлялась помощь от союзников.

-7

После войны правительство СССР решило модернизировать и электрифицировать магистраль, которая на тот момент объединяла 80 городов и 12 областей. Начались работы по электрификации в 1956 году и полностью были закончены в 2002 году. В этот же период реконструировали мост через реку Амур, убрав последний однопутный участок Транссиба.

-8

В настоящее время Транссибирская магистраль – это более 9 299 км двухпутной электрифицированной железной дороги. Она связывает 20 субъектов РФ, 5 федеральных округов и 87 городов страны. Благодаря ей многие жители страны могут отправиться в путешествие на поезде с живописными видами за окном, а компании – транспортировать грузы с наименьшими издержками. Магистраль охватывает те регионы, которые сосредоточили в себе больше 80% промышленного потенциала России, включая газ, нефть, лес, руду и многое другое. На востоке часть путей позволяет выйти на железнодорожную инфраструктуру Китая, Северной Кореи и Монголии через пограничные станции Хасан, Гродеково, Забайкальск и Наушки.

Благодаря транссибирской магистрали многие регионы страны стали ближе друг к другу. Она позволяет вести бизнес и жить на Дальнем Востоке и не чувствовать себя оторванным от «большой земли». Поэтому переезд на Дальний Восток или открытие здесь своего производства сегодня не кажется чем-то далеким и недосягаемым. А с программой «Гектар» на Дальнем Востоке и в Арктике это можно сделать еще проще. Программа не только дает бесплатную землю под ваши нужды, но и предлагает готовые решения по старту бизнеса или постройке своего дома.

Подробности изучайте на сайте.