Автор – Тыновский Юрий Сергеевич
"Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Мы чего колотимся сегодня? Мы чего дрожим? Правильно он говорит: не выполняешь правила, которые установили – вон с рынка. Чего, кого вы боитесь? Я требовал от вас остановить строительство этих крупных сетей. Вы остановили в Минске?
Владимир Кухарев, председатель Мингорисполкома:
Да.
Александр Лукашенко:
Остановили. А то ж у нас все бегали: дайте место, мы построим сети. Вот они монополизируют торговлю, и потом вы уже их с рынка не уберете. Они вами будут управлять. Вот они, сидят, даже журналисты понимают, о чем я говорю". ( 6 октября 2022 года)
Всецело поддерживаю негодование президента по этому поводу. Поводом является тема о наглости торговых сетей, которые фактически живут своей жизнью. Причём живут, каждая сама по себе и со своими внутренними законами. Чтобы понять масштаб ситуации, назовите хоть одну государственную торговую сеть. Грин? Евроопт? Соседи? Или, может быть, Белмаркет или Доброном? А вот и не угадали, они все частные и позиционировать себя могут как угодно.
Можно, разве что, выделить Белкоопсоюз, который пытается что-то сделать в сельской местности, но эта организация никогда не получит прибыль, которую могла получить в городах. Следовательно, она просто не может зайти в город, потому что её выдавят оттуда более агрессивные "акулы", а также нет просто средств на такую экспансию.
Хотя сам Белкоопсоюз – предприятие большое, однако, влияния в крупных городах слабозаметно, особенно в Минске.
К слову, с одной стороны можно и похвалить данную организацию, во владении у Белкоопсоюза 81 кооперативный хлебозавод производит 20% хлебобулочных изделий в Беларуси, 87 мясоперерабатывающих цехов выпускают 3% колбасных изделий и 11% полуфабрикатов от общего объема производимых в Беларуси, 8 консервных заводов выпускают 3,5% соответствующей продукции от общереспубликанского объема. Ассортимент выпускаемой продукции очень широк – от консервов, хлеба и колбас до одежды и нетканых материалов, основу которых составляет обычное тряпье. Есть уникальные предприятия, как, например, зверохозяйства Белкоопсоюза, производящие 90% клеточной пушнины Беларуси.
Хотя с другой стороны, Белкоопсоюз имеет более 10000 магазинов, расположенных преимущественно в сельской местности. Кооперативные магазины ежедневно посещают более 1,2 млн покупателей, а в нашей стране проживает около 9 млн человек, преимущественно в городах. А в городах жируют частники и получают сверхприбыль себе в карман, чудесно играя с поставщиками таких импортных товаров, которых быть у нас давно не должно, взять к примеру те же польские яблоки.
Так может, всё же пора осмелиться и начать продавать в городах свою продукцию и иметь нормальную прибыль, вытесняя зажравшихся руководителей, которые получают в десятки и сотни раз больше своих же простых рабочих? О текучке кадров в сфере торговли можно даже писать отдельную статью, в особенности если брать "Остров чистоты", " Мила", "Евроопт" и прочие, откуда люди просто убегают, как могут. В каждой из таких сетей есть свои трудовые нюансы, о которых я не стану тут писать, т.к. тема другая.
Но привести данные по зарплатам можно, ради примера, да-да, и тех самых руководителей, которые воют, что им не дают работать в стране и их ущемляют (данные на 10 февраля 2023 года):
ООО "Евроторг" (торговая сеть "Евроопт")
Руководитель - Br193,1 тыс.
Продавец - Br1 тыс.
Кассир-контролер - Br1,1 тыс.
Средняя зарплата по организации - Br1,4 тыс.
ЗАО "Патио" (сеть "Пятый элемент")
Руководитель - Br148,7 тыс.
Продавец - Br1,6 тыс.
Кассир-контролер - Br0,9 тыс.
Средняя зарплата по организации - Br1,7 тыс.
ИУПКП "БелВиллесден" (торговая сеть "Гиппо")
Руководитель - Br98,6 тыс.
Продавец - Br1 тыс.
Кассир-контролер - Br1,3 тыс.
Средняя зарплата по организации - Br1,5 тыс.
ООО "Санта Ритейл" (торговая сеть "Санта")
Руководитель - Br37,4 тыс.
Продавец - Br1 тыс.
Кассир-контролер - Br1,1 тыс.
Средняя зарплата по организации - Br1,2 тыс.
ООО "Фикс Прайс Запад" (сеть "Фикс Прайс")
Руководитель - Br69,2 тыс.
Продавец-консультант - Br0,9 тыс.
Средняя зарплата по организации - Br1,2 тыс.
ООО "Электросервис и Ко" (сеть "Электросила")
Руководитель - Br30,2 тыс.
Продавец - Br1,3 тыс.
Кассир-контролер - Br1,3 тыс.
Средняя зарплата по организации - Br2,2 тыс.
ООО "Еврозапчасть" (магазины ARMTEK)
Руководитель - Br28,3 тыс.
Средняя зарплата по организации - Br2,3 тыс.
ООО "Табак Инвест" (торговая сеть "Корона")
Руководитель - Br15,4 тыс.
Продавец - от Br0,8 тыс. до Br1,3 тыс.
Кассир-контролер - от Br0,9 тыс. до Br1,4 тыс.
Средняя зарплата по организации - Br1,6 тыс.
ЗАО "Эрнис" (магазины "Материк" и "Палас")
Руководитель - Br12 тыс.
Продавец - Br1,4 тыс.
Кассир-контролер - Br1,4 тыс.
Средняя зарплата по организации - Br1,8 тыс.
ЗАО "Юнифуд" (торговая сеть "Алми")
Руководитель - Br11,8 тыс.
Продавец - Br0,85 тыс.
Кассир-контролер - Br0,85 тыс.
Работники - Br1,1 тыс.
Особенное внимание обращает на себя вопрос о ценообразовании. Да, существует перечень товаров, контролируемый МАРТ (Министерство антимонопольного регулирования и торговли). Но это небольшой список продукции, а ходим мы не только ради молока и хлеба в магазин. Понятное дело, захочется тех же яблок, которые, на удивление, польские или турецкие, а картошка вообще египетская может лежать! Граница с Польшей в ступоре, часто грузопоток стоит колом, а логистика не нарушена, – парадокс. Да и зачем покупать там, если есть своё и дешевле? А вывод напрашивается сам собой, просто на этом кто-то ещё больше зарабатывает, устанавливая цены больше и больше, а потом представители сетей скажут, а мы тут причём? Нам по такой цене привозят, а ещё про наценочку от 18% надо не забыть, а если вспомнить, сколько скандалов было с накрутками на товар аж до 200%, то и вовсе смешно, кого штрафами можно напугать? Но это уже дело математики, а страдает конечный покупатель, то есть мы с вами.
А бардак в торговле как был, так и остаётся, и остаётся лишь надеяться, что за него всё же возьмутся и конкретно, без показухи с хождениями депутатов по магазинам и маханиями пальца с выпиской штрафа, который просто смехотворен. Данная сфера должна функционировать так, чтобы все работали на своем месте.
А чтобы такого не было, надо или создать определённые условия для вытеснения буржуев или разобраться, наконец, с ценообразованием. Вспоминается, как цены в СССР набивали на товар прямо на заводе и не было такой инфляции. А сегодня каждый день в магазинах переоценка на товар приходит. Продавцам только и остаётся бегать по огромным залам с кучей ценников вместо того, чтобы заниматься реальной работой.
Также хочется напоследок добавить еще один призыв президента к торговым сетям, чтобы те брали на реализацию товары из фермерских хозяйств. Вроде бы идея хорошая, неправда ли? В плюсе и простые люди и сети, а что на деле?
Ну и чтобы вы думали, торговые сети начали звонить фермерам и крестьянам? Нет. Они просто купили или сделали свои собственные фермерские хозяйства и еще больше на этом заработали, делая свои, брендированные, экопродукты с неплохой накруткой, например, как это делают «Соседи» и «Грин». По итогу, таким образом, указы президента обходятся боком и сети начали продавать по факту не фермерские продукты, а свои личные, тем самым оставляя простых белорусских крестьян с теми же условиями, что и были раньше.
Итог напрашивается сам – крупные торговые монополисты никогда не станут сотрудничать с государством и играть честно, так как им плевать на интересы народа, потому что им свой кошелек важнее жизни других людей и уж тем более государства.
Зачастую в этот конфликт покупателя и продавца под горячую руку попадают сами же работники торговых сетей, которые за смехотворную, по факту, зарплату пытаются как-то работать. Отсюда и вытекающие человеческие проблемы – текучка кадров, стрессы, конфликты на почве ежедневных переоценок товаров, нередки случаи, когда человек берет товар по одной цене, а он стоит иначе. Банально продавец не успел поменять ценник, а в базе уже другая цена.
Проблемы во многих магазинах по поводу просроченных товаров, за которые платят сами же продавцы, а после инвентаризации опять же виноваты рядовые продавцы, которые не уследили за ворами, и с зарплат списываются деньги. Можно задать вопрос: а как же охрана в магазинах? Отвечаю – практически во всех магазинах охрана уже не является материально ответственной, им хоть весь магазин выноси, – будет всё равно.
Также некоторые торговые сети не чураются паршивой рекламы с теми, кто распространяет ЛГБТ-пропаганду и деградацию общества. В первую очередь страдают дети в ходе маркетинга. Можно вспомнить тех же бонстиков из Евроторга. Думаете, это выдумки? Можно банально посмотреть тех, кого они нанимают для рекламы.
Руководство сети магазинов «Евроопт» решило, что рекламировать их «бонстики» должен персонаж под псевдонимом Дим Димыч. И змагар Карпанов. Евроопт совсем зажрался и страх потерял, теперь вообще поставил в рекламу играющего в беременность трансвестита. Дети все эти кривляния воспринимают всерьёз и будут считать нормой – трансгендерность и прочие извращения. Получается, руководство Евроторга сознательно пропагандирует ЛГБТ, противоречащее закреплённым в Конституции РБ ценностям.
В свою очередь, такая пропаганда среди малышей впоследствии повышает рост числа половых и психически неуравновешенных личностей – педерастов, трансвеститов, трансгендеров, что, в свою очередь, приведёт к ещё более катастрофическому снижению рождаемости, чем сейчас.
Страдают люди – наживаются капиталисты.
Хотелось бы закончить данную небольшую статью одной цитатой: «Нет такого преступления, на которое не пойдёт капитал ради 300% прибыли».