Оценка: 3 из 10
Американский триллер «Схватка с дьяволом» вышел в российский прокат 20 июля 2023 года. Режиссёр: Юваль Адлер. В ролях: Николас Кейдж, Юэль Киннаман, Бёрнс Бёрнс и другие.
В кинотеатрах катастрофически нечего смотреть, поэтому каждый поход в кино всё более и более стал походить на игру в русскую рулетку. Цепляться приходится за какие-то призрачные нити, оставшиеся от прежних голливудских премьер. Режиссёр, сюжет, фестивальная судьба? Сейчас этим российского зрителя в кинозалы не загонишь, последняя надежда на редких кинозвёзд. Например, имя Николаса Кейджа, чья карьера не так давно заиграла новыми «авторскими» красками (спасибо фильму «Свинья»), всё ещё неплохой предлог дать картине шанс. В данном случае поговорим о триллере «Схватка с дьяволом».
В первую очередь не советуем идти на этот сеанс сразу после просмотра отечественного «Кентавра»: уж больно не в выигрышном свете предстанет западный конкурент. «Схватка с дьяволом» в основном тоже разыграна на двоих, а весь экшен аналогично разворачивается в салоне такси. За рулём – ничем не примечательный семьянин (Юэль Киннаман), который мчится к жене в роддом, ведь она вот-вот разродится. Но на парковке клиники на заднее сидение к нему подсаживается некий Пассажир в малиновом пиджаке и с пистолетом в руке (Кейдж). «Трогай!», - с этого слова начинается нервная ночная поездка, чью предысторию зритель узнает ближе к финальным титрам.
К сожалению, из интригующей завязки ничего путного у режиссёра по фамилии Адлер и сценариста-дебютанта по ещё более говорящей фамилии Парадайз не получилось. Крашеный Кейдж переигрывает сильнее, чем в «Невероятной тяжести огромного таланта», чем скорее раздражает, нежели восхищает очередными безумными гримасами (а он в них большой мастер!). Кейдж устраивает дикие танцы в закусочной, размышляет о козявках, орёт на всех вокруг из-за чеддера в сэндвиче и периодически отвешивает тумаки герою Киннамана, вместо которого запросто могли посадить плюшевого мишку, и никто бы ничего не заметил.
В оригинале кино называется «Sympathy for the Devil», в честь бессмертного шлягера Rolling Stones. Почему в нашем прокате неоднозначное и прекрасно подходящее к триллеру название «Симпатия к дьяволу» превратилось в заурядную «Схватку с дьяволом», вызывающую ассоциации с второсортными ужастиками про экзорцизм, непонятно. Интрига о том, как к дьяволу можно проникнуться симпатией или состраданием (и если речь не про «Адвоката дьявола»), бесповоротно потеряна при переводе.
В итоге перед нами бледный и скучный рип-офф с «Соучастника» Майкла Манна и кучи других фильмов, куда острее реализовавших идею дорожных триллеров (и да, по сравнению с этим, даже «Кентавр» с Юрой Борисовым выглядит эталоном жанрового кино). В эпоху VHS «Схватка с дьяволом» имела бы хоть какие-то шансы, а сейчас, конечно, место фильму Юваля Адлера лишь на свалке кинематографа.
Вадим Богданов, InterMedia