В Государственном Кремлёвском Дворце состоялся пресс-показ балета «Клеопатра» В.Качесова в постановке народного артиста России Андрея Петрова. Премьера спектакля назначена на 21 сентября.
«Клеопатра» - последний спектакль Андрея Борисовича Петрова (1945-2023), который он успел полностью закончить. И, конечно же, завершать постановочную работу в отсутствие художественного руководителя - главного балетмейстера труппе было далеко не просто. И все же и педагоги-репетиторы во главе с нынешним главным балетмейстером заслуженной артисткой РФ Александрой Тимофеевой, и все исполнители, старались максимально точно следовать тому, что успел объяснить и показать им хореограф-постановщик. Тщательно прорабатывая эпизод за эпизодом - а их в новом спектакле реально много, в итоге же вся эта интригующая мозаика складывается в единый пазл, воспроизводящий жизнь легендарной египетской властительницы и её окружения, - театр сумел воплотить задуманное Мастером на кремлёвской сцене. К генеральной репетиции, которая совпала с пресс-показом, были готовы и впечатляющие декорации (художник-сценограф - заслуженный деятель искусств России Григорий Белов), и невероятной красоты костюмы (их автор - художник Ольга Полянская).
Напомним, что Андрей Петров стремился показать Клеопатру как многогранную личность: яркую, обольстительную женщину, сводившую с ума лучших мужчин своего времени, и одновременно образованную, дальновидную правительницу, заботившуюся о процветании государства.
«Обычно Клеопатру представляют этакой женщиной вамп, но на самом деле всё не так просто, - подчёркивал Андрей Борисович. - Она была видным государственным деятелем, мудрым политиком, при котором Египет на протяжении 20 лет оставался независимым государством. И романы с Цезарем и Марком Антонием - а это были совершенно разные отношения - помогали Клеопатре укреплять позиции своей страны. И эта линия меня очень заинтересовала».
Конечно же, сегодня ни один историк не возьмётся доподлинно утверждать, что знает наверняка все подробности происходившего с последней царицей эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев. Но две её невероятные истории любви - сначала с Гаем Юлием Цезарем, а после его гибели с римским полководцем Марком Антонием - настолько потрясли современников и очевидцев, что память о них прошла сквозь тысячелетия и по-прежнему никого не оставляет равнодушным. И эти истории стали основными сюжетными линиями нового балета. Хотя в нем нашли отражение и события, предшествовавшие встрече Клеопатры и Юлия Цезаря: конфликт юной царицы и её брата Птолемея XIII, заговор, организованный против Клеопатры верховным жрецом Ур Пофином, а также её бегство из дворца.
Все эти моменты представлены в спектакле убедительно и зрелищно. Но вот, наконец, встретились двое: Гай Юлий Цезарь и Клеопатра…
Премьер театра «Кремлёвский балет» Михаил Евгенов и прима-балерина Олеся Росланова демонстрируют не только технически великолепный танец, но и блистательную актёрскую игру: на глазах восхищённых зрителей - шаг за шагом, жест за жестом - рождается прекрасный союз двух по-настоящему незаурядных личностей, по своему масштабу достойных друг друга.
Сохранились свидетельства, что Клеопатра относилась к обожавшему её Цезарю с огромным пиететом, он был для неё не только любимым мужчиной, но и, прежде всего, наставником и сильным покровителем.
Психологически совсем иная подоплёка у союза египетской царицы с римским полководцем Марком Антонием (премьер театра «Кремлёвский балет» Даниил Росланов). Испепеляющая страстная любовь, неистовство чувств и одновременно глубокая привязанность и трепетная нежность…
Сцены, когда Клеопатра прощается со смертельно раненым Антонием, потрясают до слёз, настолько убедительно танцовщики в этот трагичный момент перевоплощаются в своих героев.
В плане хореографической лексики в «Клеопатре» не перестаёшь удивляться безграничной авторской фантазии Андрея Петрова, который вновь продемонстрировал редкий дар: каждый раз на основе классического танца создавать для своих героев уникальный пластический язык, точно соотносящийся с образом и соответствующий времени и месту действия. В данном случае мы ни минуты не сомневаемся, что именно так должны были «изъясняться» египетские жрецы, боги или представители царской династии, равно как и римские легионеры, военачальники, императоры…
Музыка, написанная Владимиром Качесовым, тоже проникнута атмосферой древнего мира. Мы слышим в ней египетские мотивы, ощущаем витиеватый колорит Востока и римский размах. В данном случае хореограф-постановщик и композитор работали над спектаклем, что называется рука об руку, и это обстоятельство, конечно же, не могло положительно не сказаться на результате: балет получился удивительно целостным и органичным в плане синтеза звукового- и видеоряда. Этот тот самый случай, когда пластика, движение словно рождаются прямо из музыки на наших глазах, а мелодия, в свою очередь, становится продолжением танцевального рисунка, в нужный момент завершая его акцентным штрихом. Точная и тонкая работа!
Ещё раз подчеркнём: доводить спектакль до премьерного показа в отсутствие автора - невероятно сложная задача. И хочется выразить самую сердечную благодарность всем педагогам-репетиторам и артистам театра «Кремлёвский балет», которые достойно с ней справились и сумели максимально точно донести до зрителей то, что было создано Андреем Борисовичем Петровым.
На пресс-показе, который одновременно являлся и генеральной репетицией, спектакль по традиции сопровождал Симфонический оркестр радио «Орфей» под управлением его художественного руководителя и главного дирижёра, заслуженного артиста России Сергея Кондрашева. Важный нюанс: в этот день с оркестром балет «Клеопатра» шёл впервые, но уровень этого музыкального коллектива таков, что по ходу действия не возникло не единой остановки. Так же, кстати, было и в конце прошлого года во время предпремьерного показа «Продавца игрушек» А.Шелыгина. Помнится, тогда А.Б. Петров с огромным уважением отозвался о профессионализме оркестра и таланте маэстро Кондрашева.
Возвращаясь же к «Клеопатре», заметим, что в оставшееся до премьеры время еще будут уточняться отдельные детали и нюансы, шлифоваться финал. Это нормальный рабочий процесс. Но уже сегодня очевидно: в столице появился уникальный, незаурядный спектакль, который обещает стать явлением в современном балетном театре.
В добрый час и до встречи в сентябре!
Марина Долганова, пресс-служба Государственного Кремлёвского Дворца
Фото: Алла Четверикова