Всеволод Л.
Уважаемые судари и сударыни, которые постоянно захаживают на наш канал ТыжИсторик, сегодня очередь трагедии. Вот всё-таки нравитесь вы все, адекватные, любознательные и знающие. И мне было весьма интересно почитать комментарии под статьей о моей любимой музе – Клио. Как известно, она небесная покровительница историков и архивистов. Во всяком случае, по мнению жителей Эллады. И как понял, надо бы познакомить с остальными музами.
Музы для жителей Древней Греции занимали весьма значимую часть жизни. Ведь они были дочерьми самого Зевса Громовержца. А он, как известно, был мужчиной хоть куда, не мог пройти мимо любой женской туники. И даже говорят, оборачивался быком и шлендрал за море, где совратил Европу. Остаётся только посочувствовать его женам. Греки насчитывают аж семь богинь разного ранга, которые были с ним расписаны. Увы, ЗАГСов тогда не было, так что документов не отыскать. Но вернусь к Мельпомене.
Матушкой музы, будущей покровительницы театров, была Мнемозина, на Олимпе она отвечала за память. Кстати, утверждают, она была первой женой Зевса. Впрочем, греки выдвигают, как обычно, и другие версии. Их дочь, Мельпомена, стала покровительницей искусств. А тут надо уточнить, что для жителей Эллады все проявления искусства были показателями настоящей цивилизации. Естественно, если что-то не вписывалось в их мировосприятие, тут же становилось варварским, не стоящим даже их малейшего внимания.
Как писали древние греки, у Мельпомены был легкий и благожелательный характер, поэтому стала любимицей не только на земле, среди обычных человеков, но и на Олимпе. Впрочем, у всех муз была одна скверная черта характера – если кто-то проявлял к ним неуважение или решал состязаться, доказывая, что человек может достичь их высот, то они таких выскочек жестко наказывали. Ибо музы, как и боги, весьма обидчивы. Хотя могли наделить понравившегося грека талантами.
Музы были уверены, что искусство должно очищать душу от скверны, человеческие мысли и цели должны быть благими. В общем, как и все женщины, взбалмошные, противоречивые, но … ладно, не стану вставать на опасную тропинку критики всех богинь.
Сначала Мельпомена Зевсовна покровительствовала поэтам-песенникам и сценаристам, творивших в драматическом направлении. Позже она перепрофилировалась, и стала отвечать за театр и прочие массовые мероприятия. Не забываем, что у неё были сестры, которые тоже хотели чего-то эдакого, из искусств.
Если верить художникам и скульпторам того времени, то выглядела Мельпомена в духе древнегреческого канона. Это была симпатичная девушка, у которой на длинных, вьющихся волосах был лавровый венок или повязка, фигура скрывалась под длинной мантией. Имя получила от мелодии, которая радовала богов и простых смертных. Увы, ноты до нашего времени не сохранились, и даже самый захудалый гревнегреческий божок сейчас нам насвистеть не сможет.
На некоторых картинах художники вложили ей в руку меч или палицу. Но эта деталь не носила какой-то угрожающий характер, а только предупреждала, не смей дерзить богам. Ибо Мельпомена сама попала под раздачу.
У музы было две дочери, у которых были волшебные голоса. В общем, они допелись до того, что решили бросить вызов другим музам. Естественно, девочки проиграли битву голосов, и тут же были наказаны, несмотря на происхождение. Кто был их отец, греческой наукой точно не установлено, впрочем, утверждают, некий Ахелой, отвечающий за реки и озера Греции.
Дочери Мельпомены были обращены в сирен. Кстати, позже они чуть не погубили военную экспедицию аргонавтов, когда они возвращались домой, но хитромудрый Одиссей залил морякам уши воском, а потом приказал себя приковать к мачте. Так и проскочили мимо сладкоголосых дочек Мельпомены.
После безжалостного вердикта богов, Мельпомена поклялась вечно сожалеть о судьбе дочерей, а заодно всех тех, кто бросает вызов небожителям. Поэтому ее символом стала скорбная маска.
Автору на исследования и литературу: https://yoomoney.ru/to/410018926235150
Каналы, на которые стоит подписаться!
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой