Произведение «Медрано II» ясно показывает прямое влияние кубизма на творчество Александра Порфирьевича Архипенко (годы жизни 1887-1964). Объёмы тела сочленяются пересекающимися плоскостями, конусообразными и клиновидными элементами, абстрактными формами. Это лишний раз подчёркивается цветом и задней панелью, обрамляющей и поддерживающей собой данную фигуру.
Испанский творец Хуан Грис (годы жизни 1887-1927) отметил, что эта работа параллельна «визуальному опыту кубистской живописи», она бросает вызов «традиционному пониманию скульптуры». В то время в целом она была монохромной. Все его работы были окрашены в яркие цвета.
Вместо общепринятых материалов, таких как мрамор, бронза или же гипс, Архипенко использовал несколько приземлённые материалы, такие как дерево, стекло, металл и проволока. Его творческий процесс заключался не в высекании или лепке в соответствии с общепринятой традицией, а в забивании, склеивании и связывании без попытки скрыть гвозди, стыки, или швы.
Стилизованное тело артиста, расположенное внутри собственной рамы, которая также является и опорой, окрашено в яркие цвета, чем-то напоминающие собой знаменитый цирк, вдохновивший творца. Использование цвета, в особенности красного, также служит для дальнейшего выделения структуры и нетрадиционных материалов скульптуры.
Название работы «Медрано II» отсылает нас к Цирку Медрано – популярному в те времена месту для артистов разного жанра в Париже – столице Франции. Она также, как кажется, опирается на современный интерес к кукольному искусству и красочным арлекинам и шутам, которых запросто можно увидеть на картинах Пабло Пикассо (годы жизни 1881-1973), к примеру, «Семья Салтимбанков» (1905 год).
Эта статуэтка позволила Архипенко поэкспериментировать с позой и полихромией. Работа тесно связана с его так называемыми «скульптурными картинами» того же периода, в которых провокационно сочетаются сразу две среды. В данном случае фигура, как кажется, вырывается из рамы картины, в то время как другие его «скульптурные картины» с нарисованными рельефами так и остаются заключёнными в рамку, дабы более непосредственно отсылать всех нас к живописи.
В творчестве Архипенко это единственный сохранившийся пример движущейся фигуры, напоминающий работу Марселя Дюшана (годы жизни 1887-1968) под названием «Обнажённая, Спускающаяся по Лестнице» (1912 год). Его связь с Дюшаном менее удивительна, чем кажется на первый взгляд, учитывая, что оба художника были связаны с группой творцов, известной как «Золотая Секция», и выражали сильнейшее восхищение трудами друг друга.
А Корнелия Лауф (родилась в 1961 году) предполагает, что произведение «Медрано II» демонстрирует осведомлённость Архипенко о синтетическом кубизме, именно поэтому он и использует в своей скульптуре отражающее стекло, дерево и металл. Далее Лауф интерпретирует скульптуру как взгляд в зеркало и связывает это с влиянием ранних стихов поэта Гийома Аполлинера (годы жизни 1880-1918), который был ещё одним сторонником творчества Александра Архипенко.
- Художник – Александр Архипенко
- Название – «Медрано II»
- Год создания – 1913-1914
- Размеры – 126,7 х 51,4 х 31,8 сантиметра
- Материал – Крашеная жесть, дерево, стекло и крашеная клеёнка
- Место нахождения – Музей Соломона Р. Гуггенхайма (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)