Найти тему

Партийная система Великобритании!

Оглавление

Британская конституционная система развивалась на протяжении многих столетий. В отличие от конституций большинства стран, она не излагалась ни в одном документе. Вместо этого она состояла из статусного права, общего права и конвенций. Конвенции (в данном случае) - это правила, которые не имеют юридической силы и считаются необязательными для работы правительства; многие из них основаны на исторических событиях, благодаря которым развивалась британская система правления.

Конституция может быть изменена актом парламента или общим соглашением об изменении конвенции. Таким образом, она легко адаптируется к меняющимся политическим условиям.

Традиционно считается, что британскую политическую систему возглавляет монарх (в настоящее время принц Чарльз ''Charles III''), его власть носит церемониальный характер. Также, наиболее важной политической практикой считается выбор члена парламента для формирования правительства, но монарху постоянно приходится придерживаться соглашения о том, что эта возможность предоставляется лидеру политической партии, получившему наибольшее количество мест в Палате общин, или тому, у кого есть шансы получить большинство при вотуме доверия.

Фото королевской семьи 2023 г.
Фото королевской семьи 2023 г.

Что касается королевской семьи, то у них всё-таки есть скрытое влияние на законодательный процесс, потому что старшие члены королевской семьи, а также король или королева обязаны консультироваться по поводу законодательства, которое может затронуть их частные интересы, и получить возможность внести некоторые поправки. Сам монарх фактически всегда избирался на основе принципов наследственности и первородства это означает, что старший ребенок мужского пола будет следующим в очереди на трон. В соответствии с условиями Акта урегулирования 1701 г., монарх и его супруг не могут быть католиками, потому что монарх Великобритании является главой Англиканской церкви. В 2015 году принцип первородства был отменен, так что следующим в очереди теперь может быть старший ребенок женского пола, а монарх может жениться на католичке.

В классической политической теории существует три ветви государственной власти (создатели Дж. Локк и Ш. Монтескье):
1) Исполнительная ( министры, которые управляют страной и продвигают законы)
2) Законодательная ( выборный орган, принимающий новые законы)
3) Судебная ( судьи и суды, которые обеспечивают подчинение законам)

В политической системе США Конституция предусматривает строгое разделение полномочий этих трех ветвей власти, так, что ни один человек не может быть членом более чем одной из них ( даже президент США не может быть членом Конгресса). Но не в случае Великобритании, где все министры в правительстве являются членами законодательного органа, а сам лорд-канцлер фактически является членом всех трёх ветвей власти. Хотя, органы власти частично совпадают, их можно чётко различать.

Понятно, что парламент — это законодательная и высшая власть.
Тем временем исполнительная власть состоит из:
1) Правительства ( Кабинет и другие министры, которые занимаются национальной политикой)
2) Правительственный департамент ( несет ответственность за национальное управление)
3) Местные правительства ( отвечают за местные службы)
4) Государственные корпорации ( ответственные за управление конкретными национализированными отраслями промышленности, находящиеся под контролем министерства)
Судебная власть, как я писал ранее, обеспечивает подчинение законам, а также определяет общее право и интерпретирует уставные документы.

Политическая партийная система

Партийная система является важнейшим элементом функционирования конституции. Нынешняя система зависит от существования организованных политических партий, каждая из которых представляет свою политику электорату. Партии не зарегистрированы и официально не признаны законом, но на практике большинство кандидатов на выборах и почти все победившие кандидаты принадлежат к одной из основных партий.

Предыстория современной партийной и избирательной системы

-3

Парламентское правительство основывалось на партийной системе, созданной в Великобритании за последние 100 лет. В начале девятнадцатого века, в Палате общин не было четкого разделения по современным партийным линиям. Термины ''Whig'' и ''Tory''дают нам лишь понимание того, что были определенные политические взгляды (около 150 лет тому назад...), но фактически никакой партийной организации вне парламента не существовало. Палата общин представила картину не противоборствующих партий, а политических групп, которые можно было лишь приблизительно классифицировать в соответствии с измерением их последовательности в поддержке или противостоянии королевскому правительству. Причина такого отсутствия сплоченности в какой-то степени крылась в сравнительно небольшой численности и исключительном характере электората. В графствах существовал единый ценз в виде ''фригольда'' (т.е. чистого дохода) в размере 40 шиллингов в год, установленный в XV веке, но в других районах размер льгот сильно различался. В некоторых из них существовало избирательное право для мужчин, а в других оно было ограничено владельцами определенных земельных участков (лендлорды). Новые промышленные районы по типу Манчестера были не представлены в Палате общин, в то время как в другой части страны, где были древние районы, которые с годами пришли в упадок и в которых было мало жителей, могли присылать только нескольких кандидатов, да и исход выборов решался небольшим числом влиятельных граждан, а не общественностью в целом.

Личное влияние кандидата имело большее значение, чем политика партии, и как только депутат был избран, он уже мог не следовать партийной линии.

В 1830 весь электорат Британии составлял всего около 500,000 человек из 10-миллионного взрослого населения. Первый закон о парламентской реформе, принятый в 1832 году, хотя и не привел к значительному увеличению числа избирателей, поставил избирательное право на более последовательную основу и начал процесс перераспределения мест пропорционально численности населения. Закон 1867 года фактически предоставил избирательные права городским рабочим, а другой закон 1884 года - сельским рабочим, распространив право голоса на большинство взрослых мужчин. В двадцатом веке появилось избирательное право для женщин. В 1969 году возраст для голосования как для мужчин, так и для женщин был снижен до 18 лет. Расширение электората сопровождалось организацией политических партий в современном смысле этого слова, поскольку представители миллионов недавно получивших избирательные права мужчин, политики, которые до этого выступали в своих избирательных округах как отдельные личности, начали формировать сплоченные партии, взявшие обязательство проводить определенную политику, основанную на заявленных принципах, которые их сторонники были готовы одобрить. Параллельно с партийной организацией внутри Палаты общин происходило развитие общенациональных партийных организаций за пределами парламента - либеральных (ранее называвшихся ''вигами''), консервативных (или ''тори'') и, с конца девятнадцатого века, лейбористских (или социалистических).