Найти тему
Люблю русский язык!

Ловушка для суффиксов-II (формообразующие суффиксы)

Напомню: формообразующие суффиксы НЕ служат для образования НОВЫХ слов. Они меняют форму одного и того же слова. Их условно можно назвать словоизменительными.

Формообразующие суффиксы никак НЕ связаны с лексическим значением слова. Они "в ответе" за грамматические категории рода, лица, числа, времени, наклонения, падежа, степени сравнения.

Чаще всего формообразующие суффиксы представлены в глаголе ⤵️

☝️ Так, формообразующий суффикс -ТЬ-/-ТИ- участвует в образовании НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЫ ГЛАГОЛА --> петь, читать, нести.

*** Иногда -ТЬ- рассматривают как окончание. Единого мнения нет.

☝️ Суффикс -Л- является показателем ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ большей части глаголов (некоторые глаголы в форме прошедшего времени не имеют в своём составе -Л-) --> пел, читал.

☝️Суффикс -И- в ряде случаев образует форму ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛА --> неси, бегите.

☝️Если причастие и деепричастие рассматривать в качестве глагольных форм (** инонда их рассматривают в роли самостоятельных частей речи), то следует вспомнить формообразующие суффиксы, "превращающие" инфинитив в указанные формы: -АЩ-/-ЯЩ-, -УЩ-/-ЮЩ-, -ЕМ-/-ОМ-/--ИМ-, -ВШ-, -Ш-, -Т-, -НН-, -ЕНН-/-ЁНН- причастий); -А-, -Я-, -УЧИ-/-ЮЧИ-, -В-, -ВШИ-, -ШИ- (у деепричастий) --> читать - читаЮЩий, читаЯ; сдать - сдаВШий, сдаВ

___________________

☝️ Суффиксы -Е-, -ЕЕ-, -ЕЙ-, -ШЕ-, -ЖЕ-, -ЕЙШ-, -АЙШ- образуют СРАВНИТЕЛЬНУЮ и ПРЕВОСХОДНУЮ СТЕПЕНЬ прилагательных и наречий --> тонкий - тоньШЕ, новый --> новЕЙШий, тонко - тоньШЕ, весело - веселЕЙ.

____________________

☝️ У некоторых существительных формообразующие суффиксы участвуют в образовании ФОРМЫ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА --> племя - племЕНа, дочь - дочЕРи, чудо - чудЕСа.

___________________

Большая часть формообразующих суффиксов не является трудной с точки зрения правописания. Некоторые из них следует просто запомнить, а к некоторым применить правило ⤵️

Так, написание формообразующих суффиксов причастий настоящего времени (УЩ/ЮЩ, АЩ/ЯЩ, ЕМ/ОМ/ИМ) напрямую зависит ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА (то есть надо определить спряжение глагола, от которого образовалось причастие) ⤵️

1 спр. глагола --> УЩ (ЮЩ), ЕМ (ОМ)

колЮЩий (колоть, 1 спр.)

дышАЩий (дышать, 2 спр., искл.)

видИМый (видеть, 2 спр., искл.)

Рекомендую перечитать👆❗️

Суффиксы же причастий прошедшего времени связаны с выбором гласной перед -ВШ- и перед -НН-. Спряжение глагола определять НЕ НАДО! Работаем по схеме:

🔴ТЬ ---------> 🔴ВШ (одна и та же гласная)

видЕть - видЕвший

таЯть - таЯвший

_____

Ать -----‐-‐--> Анн

Ять -----‐----> Янн

другая концовка --> Енн

прочитАть - прочитАнный

увидЕть - увидЕнный

разгызть - разгрызЕнный

-2