Найти тему

ОБРАЗОВАНИЕ СПАРТАНСКОГО ГОСУДАРСТВА

Оглавление

§1. Начало пути

Формирование Спартанского государства происходило в течение длительного исторического периода – практически всю античную архаику (конец IX – конец VI вв. до н.э.) [4[1]], являясь ярким примером того, как греческий город – полис образовывался под влиянием стабильного военного фактора. Первоначально таким фактором было вторжение дорийцев в Лаконию, и, по сути, история Спарты в том виде, в котором мы её знаем, начинается именно с этого момента. Город Спарта, а точнее группа поселений, давшая название своему государству, появился в X веке до н.э., и в этом полисе было сосредоточено большинство гражданского населения. Около 1000 года до н.э., территория Спарты была завоёвана дорийцами, которые одних ахейцев превратили в периэков (политически бесправных, но граждански независимых), а других в илотов (рабов).

Древние считали, что это было наказанием от завоевателей для лаконской общины, которая смогла оказать ожесточённое сопротивление. Однако разумнее полагать, что такова была судьба людей, живших на более плодородных землях, которые были очень привлекательны для Спарты. Оставшиеся лаконские общины, занимавшие менее плодовитые предгорья, добровольно признали главенство Спарты и вошли в состав Лакедонского государства в качестве так называемых периэков (“живущих вокруг”).

В отличие от илотов периэки считались лично свободными и имели право гражданства в тех регионах и полисах, где они жили. Но конкретно в Спарте их воспринимали “вторым сортом” и даже не допускали к участию в национальной политике. Затем последовали долговременные мессенские войны, определившие дальнейший ход развития гражданского общества Спарты. Данные войны были вызваны проблемой перенаселения и земельным голодом. В ходе первой и второй мессенских войн (725 – 600 гг. до н.э.) провинция Мессения к западу от Спарты была захвачена, а мессенцы стали илотами, то есть рабами государства. Это не только изменило внутриполитическую ситуацию в самой Спарте, но и стало постоянным источником внешней угрозы. Естественным результатом истории и дипломатических усилий Спарты в архаический период стало образование Пелопонесской конфедерации, в которой она постепенно превратилась в своего рода квази-сильного лидера.

§2. Социальная стратификация спартанского полиса

Общественная структура Спарты характеризовалась крайне замкнутыми коллективными группами и низкой социальной мобильностью. Население делилось на три основные категории: граждане (спартиаты), периэки, илоты. Граждане составляли основную часть спартанской общины, но при этом они были очень закрытой социальной группой, не допускавшей посторонних иностранцев, их численность, вероятно, не превышала 10000 человек [2[2]]. Членами общины могли быть только мужчины, родившиеся в Спарте, служившие в армии и имевшие право голоса в народном собрании. Внутри общины дорийцы были известны как “абсолютные владыки”. Однако есть сведения, что одна из спартанских царских семей (Эврипонтиды) считала свою династию ахейской по происхождению. Иными словами, можно предположить, что некоторые ахейцы добровольно присоединились к спартанской общине.

Второй по значимости социальной группой были периэки, которые отчасти не являлись полноправными гражданами, но всё же имели некоторые права. Общинный статус периэков был знаком признательности спартиатов к этому населению, принявшему власть Спарты без лишнего кровопролития. В остальном он предоставлялся бесплодным землям Лаконии и прибрежным поселениям Мессении. Разница между периэками и илотами была значительной: периэкам была предоставлена частная собственность, чего не было ни у илотов, ни у спартиатов, потому что всё их имущество считалось государственным. В этом отношении периэки больше похожи на афинян, которые ценили предпринимательство: неудивительно, что основным их занятием была именно торговля. Как и спартиаты, периэки также имели клеры (земли), на которых работали илоты. Но несмотря на кажущееся привилегированное положение, в Спарте их не воспринимали всерьёз и даже не допускали к участию в политике.

Третьим социальным слоем были илоты, которые составляли большинство населения Спарты. Они заселяли наделы, отдававшиеся спартанцам и периэкам. Поскольку основной обязанностью граждан была военная служба, то главной заботой илотов являлось обеспечение всех нужд “общины равных”. Нужно отметить, что хозяева илотов во многом отличались от русских помещиков времен крепостного права. “Обычная норма повинности была определенна законом, и спартиат не имел права превышать её по своему произволу”. Оставшиеся излишки илоты могли потратить по своему усмотрению. В отличие от рабов обычного и классического типа илоты пользовались гораздо большей хозяйственной самостоятельностью. Казалось, милующее положение илотов только укрепит их отношение к Спарте только положительную сторону, но вместо этого они часто проявляли своё неповиновение. И этот факт определил весь последующий образ жизни Спарты, которая всегда была готова к военным действиям, чтобы усмирить любое неподчинение их политическому строю. Необходимо усмотреть то обстоятельство, что илоты были собственностью государства, включая землю, которую они обрабатывали.

Итак, специфика социальной стратификации спартанского города определялась тем, что государство, функционируя как инструмент классовой власти, сохраняло форму соседской общины, унаследованную от предыдущего исторического периода (первобытное общество). В Спарте были разработаны механизмы подневольной эксплуатации населения, в отличие от других греческих полисов, которые использовали импортное крепостное право и, в силу большого численного преимущества, требовали от всех членов полиса сильной принудительной власти и постоянной воинственной готовности. Граждане были вынуждены коллективно владеть рабами и поддерживать эти отношения перед лицом угрозы.

[1] Латышев В. В. Греческие древности. Быт, право, государственность. – М.: Вече, 2017. – с 370.

[2] Белох Ю. Греческая история (комплект из 2 книг). – М.: Государственная публичная историческая библиотека России, 2009. – с 69.