Найти тему

Нравы и быт, воспитание, а также военная философия спартанских воинов.

Оглавление

§1. Нравы и быт

Довольно показательными были совместные трапезы (сисситии), которые лично своим существованием уравнивали спартиатов. Спартанцы ели группами, из которой каждый товарищ приносил за стол определенное количество муки, фруктов и т.д., подаваемая пища была очень простой, а любимым блюдом спартанцев было рагу из свинины, приправленное кровью, уксусом или солью. В 20 лет они заканчивали своё воспитание и становились войнами, в 30 лет создавали брачные союзы и пользовались всеми правами граждан, а уже к 60 годам получали полное освобождение от военной службы. Браки между молодыми людьми заключались по желанию. Обычно спартанец похищал возлюбленную, не сообщая об этом её родителям, и после нескольких тайных встреч объявлял её своей женой и увозил к себе домой. Положение спартанских и дорийских женщин было, как правило, очень почетным. Они считались хранительницами очага, не жили в изгнании, как например на Востоке и в других греческих племенах, проявляли высокий патриотизм в период расцвета Спарты.

Принципы спартанского бытия распространялись почти на все аспекты как частной, так и общественной жизни. Гражданам запрещалось заниматься ремеслом и торговлей, потому что это считалось позором и казнокрадством. Консерватизм спартанских правителей и упорное сопротивление экономическому прогрессу проявлялись в ожесточенной регламентации личной жизни горожан. Это был крайне специфичный социальный порядок, при котором между жителями преобладали жесткая уравниловка и строгий обоюдный контроль. Присутствовало табу на предметы роскоши. Спартанцы регулярно занимались военной муштрой, основанной на безоговорочном повиновении, строгой воинской дисциплине. Государство оставалось полностью изолированным, не имея никаких внешних контактов с миром.

§2. Воспитание спартанцев

Самыми важными качествами, отличавшими граждан Спарты от представителей других народов, были сила, выносливость и величайшая готовность противостоять любым жизненным трудностям. Эти качества прививались и воспитывались с раннего детства. Младенцев никогда не укутывали и не укрывали, а оставляли на улице под солнцем, ветром и дождём. Когда ребенок становился старше, его заключали в темную комнату на 24 часа в сутки, чтобы он не боялся темноты и одиночества, наказывали тростью, чтобы избавиться от странного поведения и нытья.

Спартанская система воспитания представляла собой трехступенчатый процесс. Во всех этих трех этапах мы ясно видим доминирующее влияние государственных интересов, особенно в запрете гражданам воспитывать собственных детей, подчинив этот процесс узким военным потребностям государства. С самого детства их учили говорить кратко и емко. Историк Ксенофонт писал, что ему легче услышать слова от мраморной статуи, чем от молодого спартанского солдата [5[1]].
Поскольку Спарта располагалась в области Лакония, то четкая речь была известна в Греции как "краткость”. Обучение мальчиков в возрасте от семи до двенадцати лет в так называемых агелах (стадах). По достижении семилетнего возраста Ликург отделял мальчиков от родителей и помещал их в группы, где они жили и ели вместе, играли, работали друг с другом. Во главе группы он поставил самого мудрого и храброго бойца. Остальные почитали его, подчинялись его приказам и молча переносили наказания. Главный результат такого образа жизни – привычка к послушанию. Игры детей часто проходили под наблюдением старших мужчин, которые постоянно пытались спровоцировать драки и внимательно наблюдали за врожденными качествами каждого ученика.

Главными качествами, которым учили юных спартанцев, были беспрекословное послушание, выносливость, терпение и умение побеждать любой ценой, не жалея собственных сил. Чтению и письму учились лишь постольку, поскольку без них можно было обойтись. Так, с 12 лет начинался новый этап обучения и воспитания. Подростки вступали в ряды иренов – это были, как правило, старшие и пользующийся влиятельным авторитетом юноши. Общее руководство по воспитанию молодых людей возлагалось на специализированный персонал.

Обучение носило характер военной подготовки. По мере взросления подростков воспитывали всё более строго: коротко стригли, приучали ходить босиком и играть голыми. В 12 лет они перестали носить хитон, вместо него им выдавали плащи в раз в год, ходили грязными и не мылись, за исключением нескольких дней в году, когда им разрешалось пользоваться всем необходимым. Спали они вместе в грязи на связках тростника. Зимой ребята ставили так называемые “лукофоны” – смесь тростника, которая считалась согревающим растением. В этом возрасте молодые спартанцы проходили сложную военную подготовку, включавшую изучение оружия, упражнения в маршевом построении, быстроту движений и тактическую хитрость. Особое внимание уделялось развитию чувства социального превосходства над илотами.

Это осуществлялось весьма изобретательным методом: спартанцы заставляли илотов пить большое количество чистого вина, чтобы показать подрастающему поколению отвратительную порочность пьянства, принуждали их петь непристойные песни и танцевать нечестивые танцы. Более того, отрядам старших подростков поручалось совершать так называемые “криптии”, или санкционированные государством тайные убийства илотов. По мнению педагогов, эти мероприятия были призваны продемонстрировать ловкость, хитрость и военную подготовку молодых спартанцев. Между 21 и 30 годами они получают право на семейную жизнь и возможность посещать банкеты и принимать пищу вместе с мужчинами, где обсуждались государственные и военные вопросы. Иногда им разрешалось высказывать свое мнение, но во основном от них ожидалось, что они будут сидеть тихо и наслаждаться происходящим.

Воспитание спартанских девушек не сильно отличалось от образования юношей. Их учили бегать, прыгать, сражаться, метать диски и стрелы, учили танцевать и петь. Физическая подготовка была не менее тщательной, чем у мужчин. Это объяснялось тем, что "здоровая и сильная пара родит могучих и крепких детей". Женщинам также разрешалось участвовать в военных операциях по достижении определенного возраста. Они могли участвовать во всех государственных, военных и религиозных праздниках, петь и исполнять ритуальные танцы.

[1] Печатнова Л. Г. - История Спарты, период архаики и классики. – М.: Ломоносов, 2016. – с 159.

§3. Военная философия спартанских воинов

Для спартанцев война была смыслом жизни, а битва – праздник. Одетые в свои лучшие одежды, намазанные маслом и духами, с расчесанными длинными волосами, они шли в бой как на торжество. Военачальники говорили: “ухаживайте за своими волосами, ибо волосы делают красивых суровыми, а уродливых страшными”. Носили красные плащи – страшнее для врага, а кровь из ран будет незаметна. Знаменитый боевой строй “фаланга” впервые был использован воинами Спарты [7[1]]. Это воинственное построение несло с собою строгую дисциплину и четкий порядок в рядах фаланги. Во время сражения запрещалось покидать строй под любым предлогом. Оставить место в строю, то есть напасть сразу на врага – рассчитывалось как преступление.

Война для спартанца — это прежде всего исполнение священного долга по обороне своей отчизны без ограничений и возражений. “На войну отправились три спартанца: хромой, слепой, старик. Как-то раз спрашивают хромого: зачем ты идешь? – я иду не бегать, а биться, спрашивают слепого: зачем ты идешь? – чтобы затупить мечи наших врагов, и наконец, спрашивают старика: почему ты идешь? – чтобы загородить молодых”. И спартанцы гордились этим: “лучше укрепить сердце воина храбростью, чем построить городскую стену из камней” [2[2]].

Учили будущих воинов быть простыми и прямолинейными, держаться по дальше от легкомысленных вещей. Просто тогда знали, что подготовка настоящих защитников родины принесет стране успех и процветание в будущем. Спартанская фаланга была эффективной в первую очередь благодаря своей особой организации к бою. Солдаты были настолько хорошо обучены, что действия фаланги были фактически инстинктивными, при этом сражаясь в тяжелых условиях. Спартанская философия ведения войны также включала в себя отличную физическую и умственную подготовку. Спартиаты понимали, что плохо подготовленный солдат легко перейдет на сторону врага и примет бегство, спасая только свою собственную жизнь. Это недопустимо в философии Спарты: настоящий воин должен иметь колоссальную выдержку в любых непригодных условиях.

Кроме того, спартанская философия ведения войны предусматривала строгий контроль не только за образом жизни, но и за необходимым порядком в армии. Она поощряла смелость и решительность, а также предупреждала, что в бою не должно быть места страху, расколу или пустой риторике. Упорство философии воинов Спарты – именно это сделало такой маленький народ непобедимым. Она стала символом истинного мужества, поражая своих врагов и служа примером для подражания всем национальностям.

[1] Раш С. М. Военная история Спарты. Стратегия, тактика, походы и битвы (550-362 гг. до н.э.). – М.: Евразия, 2017. – с 250.

[2] Белох Ю. Греческая история (комплект из 2 книг). – М.: Государственная публичная историческая библиотека России, 2009. – с 708.