Найти в Дзене
Русская Семёрка

«Вещие сны»: почему русские считают сновидения с четверга на пятницу пророческими

Оглавление

Сны, которые снились с четверга на пятницу, всегда имели особое и священное значение. Давайте попробуем разобраться, почему наши предки так верили в исполнение увиденного именно в эту ночь.

Различай!

В православной традиции отношение к снам было неоднозначным. Богослов Григорий Михайлович Дьяченко напоминал, что не все сны стоит принимать всерьез. Некоторые из них имеют определенное значение. Главное — уметь отличать сны, которые являются Божественными, от тех, которые посланы Сатаной.

Г. Дьяченко даже разработал специальный метод для этого. Если сон «побуждает к добру», то он дарован Богом, который отводит человека от Ада и указывает путь на Небо. Если нет уверенности, что сон послан Богом, то не стоит обращать на него внимание. Если же приснилось что-то плохое, что толкает на грех, значит, это послано Дьяволом.

Божественное проявление

В православии не поощрялась попытка предсказывать будущее по сну, так как Библия ясно запрещает «ворожить и гадать по снам». Однако, согласно мнению богослова Павла Яковлевича Светлова, в православной традиции сны рассматривались как Божественное проявление.

Именно во сне Бог имеет возможность максимально приблизиться к человеку «под покровом загадок и символов». Поэтому особенно пророческими считались те сны, которые снились с четверга на пятницу перед важными православными праздниками — Великим Постом, Благовещением, Вознесением, Троицей, Рождеством Иоанна Предтечи и Успением.

Ночь в Гефсиманском саду

Почему именно ночь с четверга на пятницу так важна, догадаться несложно. Достаточно вспомнить события Страстной недели. В Чистый Четверг проходила Тайная вечеря, после которой Иисус отправился в Гефсиманский сад. Там, в ночь с четверга на пятницу Спаситель укреплял дух перед скорой смертью, принял поцелуй Иуды, не противился аресту и начал Страстной путь.

Традиционно служба с четверга на пятницу проводится поздним вечером. Именно накануне Великой Пятницы, в Чистый Четверг, в храмах читаются «страстные» отрывки из Евангелия, в которых описывается весь путь страданий Христа. Также поются специальные тропари и гимны. В них православные просят Господа о единении в Таинстве Евхаристии. На Вечерне Чистого Четверга архиерей, следуя примеру Иисуса Христа, выполняет «омовение ног» другим священникам.

Кульминацией Страстной недели становится Великая Пятница, когда православные вспоминают о крестной смерти Спасителя, снятии его Тела с креста и погребении. В знак глубочайшего траура в этот день Литургия не совершается. В этот день совершается служба с чином выноса Плащаницы.

Передача власти

Четверг и пятница были тесно связаны и в языческой традиции. Четверг в русских мифах был «закреплен» за Перуном – небесным владыкой, богом-громовержцем, покровителем воинов и мужской силы. Еще в Лаврентьевской летописи 971 года упоминается, как русские витязи при заключении договора с Византией клялись оружием и своим богом Перуном. Его место в православной традиции занял Илья-Пророк.

Пятница же была днем единственного женского образа в русской мифологии – Мокоши, повелительницы «нижнего мироздания» и всей женской работы. Так, традиция не прясть по пятницам в знак почитания Мокоши сохранялась вплоть до XX века. Не исключено, что именно с четверга на пятницу Перун передавал власть Мокоше, поэтому всё происходящее в эту ночь приобретало особое сакральное значение. И сны – не исключение.

Вещий и Пустой

Из всех снов, приснившихся с четверга на пятницу, самыми пророческими являются увиденные в период с Рождества до Крещения. Как пишет в книге «Зазеркалье шаманов» В. Железнова, в этот период астральная сущность человека встречается с потусторонними духами, которые и предсказывают грядущее.

Пророческим снам противопоставляются сны пустые, которые снятся на 25 число каждого месяца, с понедельника на вторник, со среды на четверг и с пятницы на субботу. Считается, что в эти ночи астральная сущность не покидает тело человека, поэтому сны отражают всего лишь накопленные эмоциональные переживания.

Дух-трудоголик

Теорию о том, что сон – это отражение всего, что увидел дух человека, изложил в «Книге духов» один из теоретиков русского спиритизма Алан Кардек. Он считал, что пространство сновидений граничит сразу с тремя мирами – земным, материальным и духовным, поэтому именно во время сна легче нарушать эти границы. К тому же сон «ослабляет узы», связывающие тело и дух. Это позволяет духу «преодолевать пространства» и вступать «в сношения с другими духами» – и живущими на земле, и небесными.

По мысли Кардека, «работающий» во сне дух дает отдых душе, которая непрерывно ждет освобождения от тела после его смерти. Если же человек не видит снов, по мнению Кардека, его дух забирается в такие «высокие духовные сферы», которые мозг не в состоянии транслировать.

Куда ночь, туда и сон

Когда нашим предкам не хотелось, чтобы сон с четверга на пятницу исполнялся, они прибегали к простому способу – по утру молились, а затем трижды произносили: «Куда ночь, туда и сон». Тем же утром выходили к реке и рассказывали сон текущей воде. Считалось, что река унесет плохое пророчество.

Если реки поблизости не оказывалось, сон пересказывали ветру с присказкой «Ветерок, унеси дурной сон!». Была и другая примета: приснился плохой сон – встань перед окном и несколько минут смотри на улицу. Существовал способ и для умеющих писать. Они записывали сон, а затем сжигали бумажку со словами: «Дым! Как ешь глаза, выешь злое из сна! Оставь лишь доброе!». Жаль только, что не сохранилось свидетельств о том, что после подобных действий пророчество не сбывалось.

The post «Вещие сны»: почему русские считают сновидения с четверга на пятницу пророческими appeared first on Русская семерка.