Найти в Дзене
Notre-Dame de Lily

Кинематографичная Базилика Цистерна

Базилика Цистерна - подземное водохранилище, построенное в VI веке в Константинополе, рядом с Айей-Софией. Из-за города по акведукам сюда поступала питьевая вода на случай осады или засухи.

Таких хранилищ по городу множество, немногие расчищены и открыты для посещения. Во времена османов они были заброшены и пришли в запустение.

-2

В XX веке их обнаруживали часто случайно - во время стройки, через провал в полу или в дорожном покрытии. Базилику Цистерну расчистили, вытащив на поверхность несколь тонн мусора и воды.

-3

В 1963 году здесь сняли один из фрагментов фильма "Из России с любовью" о Джеймс Бонде. Это значительно способствовало популярности объекта и увеличению интереса кинематографистов.

"Из России с любовью"
"Из России с любовью"
"Инферно"
"Инферно"

Экранизация романа Дэна Брауна "Инферно" (2016) включает в себя кульминационный момент именно в Базилике Цистерне. Том Тыквер в 2009 году в картине "Интернэшнл" тоже не обошел ее вниманием.

"Интернэшнл"
"Интернэшнл"
"Одиссея"
"Одиссея"

Что касается "Одиссеи" Андрея Кончаловского (1997), многие ресурсы указывают, что сцена спуска в подземное царство также снята в популярном водохранилище. Однако колонны сильно отличаются как базой, так и капителями. Возможно, что тут не обошлось без работы декораторов и графики, однако я не решусь с уверенностью утверждать, что снята картина именно в Базилике Цистерне.

-8

Внутренне убранство было создано при помощи разрозненных колонн, принесенных из разных разрушенных античных построек. Выделяется колонна с узором, напоминающим павлиний хвост. Предполагается, что это один из первых турецких "глаз от сглаза" (назар).

-9
-10

Две головы медузы подпирают колонны, которые были короче нужного размера. Интересно, что головы перевернуты. Это рождает различные интерпретации, одна из которых состоит в том, что такое положение нейтрализует способность медузы превращать человека в камень, а другая говорит о выражении пренебрежительного отношения христианизирующейся Византии по отношению к языческим скульптурам.