Сегодня предлагаем поговорить о «ретро», как раз они прошли во всех командах Gems в пятницу.
Для непосвященного слово «ретро» ассоциируется с названием радиостанции или стилем в дизайне. Для любого же айтишника, который живет в ритме SCRUM, это значит, что заканчивается спринт (две недели разработки) и пора оглянуться назад, чтобы понять, что удалось сделать хорошо, а что ещё можно улучшить.
Цель ретро (полное название активности «ретроспектива») — повысить качество создаваемого продукта и эффективность команды, улучшить взаимодействие людей и оркестрацию процессов.
Каждая команда проводит ретроспективу по-своему и по разным причинам: кто-то для поддержания командного духа, а кто-то ищет причины недовольства сотрудников или выясняет, почему спринт провалился. Важно, чтобы ретроспектива прежде всего была живым мероприятием.
Даже если вы не работаете в IT, этот инструмент будет полезен, потому что это отличный способ рефлексии. Ретро позволит вам посмотреть со стороны на себя, вашу команду или проект и найти варианты решения проблем или улучшения существующих инструментов.
Итак, как организовать и провести ваше первое ретро?
- Запланируйте время и место.
- Зафиксируйте цель встречи (выявить недостатки, поддержать командный дух или что-то ещё).
- Проведите ретро.
Шаг 1. Разомнитесь и настройтесь на коммуникацию.
Шаг 2. Структурируйте задачи, выявив плюсы и минусы.
Шаг 3. Подведите итоги и запланируйте действия на следущий период.
Как можно провести разминку?
Вариант 1. Спринт, как…
Организуйте символическую игру и предложите описать прошедший период как название фильма, имя суперзлодея или историческое событие. Такие креативные задачи позволяют расслабиться и в игровой форме поделиться самыми глубокими переживаниями.
Например, если участники команды работали над тем, чтобы запуск приложения прошел гладко, вы можете получить ответы вроде: «Миссия невыполнима», «Спринт из ада», «Успеть за 14 дней» и т.д.
Вариант 2. Спринт одним словом
Попросите участников охарактеризовать свои ожидания от мероприятия или эмоции от прошедшего периода одним словом.
Например, можно услышать такие слова, как «замешательство», «волнение» или «мотивированность». Это позволит задать уточняющие вопросы и плавно перейти к структурированию задач.
Вариант 3. Kudo-карты
Стена с Kudo-картами или стена благодарности. Попросите коллег написать на карточках о сильных сторонах каждого участника мероприятия. Обязательное условие в том, что карточки должны быть позитивными и мотивирующими. Это метод обратной связи позволит создать позитивную атмосферу. Так вы поощряете команду делиться признанием и отмечать хорошую работу друг друга.
Например, «Миша даёт классные советы по тестированию», «Лёша провёл крутую презентацию продукта».
Как можно структурировать задачи?
Вариант 1. Метод «Расстроило, разозлило и порадовало»
То есть вы фиксируете три колонки «Что порадовало?», «Что расстроило?» и «Что разозлило?». Каждый участник пишет ответы на стикерах и размещает на доске ретро. Так вы позволите команде выпустить пар и рассказать о наболевшем.
Вариант 2. Метод «Хорошо и плохо»
Предложите коллегам заполнить карточки и ответить на два вопроса: «Что прошло хорошо?» и «Что прошло плохо?». Этот инструмент позволит выявить сильные и слабые стороны проекта.
Вариант 3. Метод DAKI (Drop, Add, Keep и Improve)
Инструмент отлично подойдет командам, которые давно работают вместе, так как позволяет влиять на процессы. В ходе ретро участникам необходимо ответить на четыре вопроса: «Что исключить?», «Что добавить?», «Что оставить?» и «Что улучшить?».
Вариант 4. 4L (Liked, Learned, Lacked, Longed For)
Инструмент подойдёт даже для вновь образованных команд и позволит оценить положительные и негативные моменты совместной работы. Участникам необходимо ответить на четыре вопроса: «Что понравилось?», «Чему научились?» или «Что нового узнали?», «Чего не хватило для продуктивной работы?» и «Какие вещи/артефакты хотелось бы иметь в будущем для решения задач?».
Как вы могли уже заметить, способы сбора данных примерно одинаковы. Разница лишь в задаваемых вопросах. Если вашей команде наскучит проведение классических ретро, то придумайте свои вопросы или попробуйте метод стилизации.
Например, наш бренд-менеджер Лена Ничетайлова в прошлую пятницу провела ретро команды контента в стиле супергероев. Мы попросили её поделиться вдохновением и рассказать подробности.
«Идея ретро родилась на самом деле спонтанно. Сначала я просто искала праздники 21 июля, но ни один из них не отвечал ценностям компании и команды. Тогда я вернулась на шаг назад и подумала, что команде нужна мотивация и вдохновение. А что может быть круче, чем поиск суперсил? Тогда я отправилась гуглить, когда празднуют дни рождения герои Marvel и DC. И вот удача: 20 июля был день рождения Харли Квин.
План ретро дальше рождался как в тумане.
В качестве разминки я предложила коллегам найти своего суперзлодея, с которым они боролись в предыдущем спринте.
Затем мы отправились на поиски суперсил. Здесь на подмогу пришла Kudo-доска, где мы перечислили сильные стороны друг друга.
В основной части ретро мы сделали три активности:
- Нашли свои камни из перчатки бесконечности. Обсудили, чему удалось научиться за прошедший спринт. Этот кусочек я позаимствовала из методики 4L.
- Определили криптонит, который тормозил достижение наших целей. Это решение также родилось из методики 4L.
- Покрутили щит капитана Неочевидности. Звучит забавно, но этот инструмент позволяет выявить конкретные метрики. Мы по пятибалльной шкале оценили скорость своей работы, помощь и поддержку в команде, сложность задач, настроение, планы и цели, процесс и внешние факторы. На это решение меня вдохновил метод составления колеса жизненного баланса. На будущее бы обозначила не только текущее состояние дел, но и желаемое.
В финале мы применили методику DAKI, но ориентирами нам служили персонажи комиксов: Джокер — для того, от чего избавимся, Флэш — для того, что продолжим, а Человек-паук — для того, что попробуем нового.
Вот так можно разнообразить привычный процесс и немного повеселиться, чтобы набраться сил на новый спринт».