Найти тему
2,5K подписчиков

Что получится, если режиссер Владимир Грамматиков снимет фильм по сценарию Людмилы Улицкой?

Грамматиков снял два очень смешных кассовых фильма "Усатый нянь" и "Шла собака по роялю". Отметился ролью жениха Аллочки-Марины Нееловой в "Осеннем марафоне". Улицкая в 1989 году была не особо известной писательницей, переводила литературу с монгольского языка и писала сценарии для детских передач на телевидении и радио.

Все изменилось в 1990 году, когда в прокат вышел фильм "Сестрички Либерти". Фильм с одной стороны выглядел как типичный перестроечный фильм с полным набором чернухи и вытаскиванием грязи и мусора из дома. Но все же если внимательно его смотреть, то понимаешь, что это не популизм. Все таки сценарий написан достаточно профессиональным писателем Улицкой, а Грамматиков не самый бездарный режиссер.

Две сестрички-близняшки Вера и Любовь приехали из провинции в столицу учиться в ПТУ на швей-закройщиц. Уровень их интеллекта не позволил им закончить 10 классов и поступить в институт. Они очень бедны, туповаты и необразованны. Но имеют два преимущества: они молоды и красивы. Причем красота у них нестандартная, не манекенщицы, просто обладают природной чистой красотой. То что они выглядят эффектно, две молодые сестрички, неотличимые друг от друга, заметил один очень увлеченный талантливый фотограф. И решил сделать из них бренд, который он назвал: Либерти.

Фотограф Серж просто зациклен на русском Серебряном веке начала ХХ века. Он делает с сестрами фотосессии в костюмах 1900 годов. Этот стиль называется Модерн, другое название Либерти. Так он создает альбомы сестер Либерти. Они же сначала своими провинциальными мозгами не могут понять его идеи, думают, что у него обычные извращенные цели, затащить их в постель. Здесь они ошиблись, у Сержа совсем не традиционная ориентация, хотя сам по себе он человек неплохой. Постепенно все нормализуется, девушки проникаются и становятся его лучшими моделями.

Изображение со страницы https://topspiski.com/russkie-filmy-pro-bliznecov/
Изображение со страницы https://topspiski.com/russkie-filmy-pro-bliznecov/

Далее включается обычная тема времен перестройки: честь и совесть остались в прежней тоталитарной эпохе, новое время родило новые цели. Нужно урвать у жизни кусок пожирнее, желательно очень быстро, пока молодость не прошла. Получить богатого, красивого, порядочного мужа. Сказки про Золушку интерпретировались в желание выйти замуж за богатого иностранца. У одной из сестер это получилось, богатый итальянец Гвидо собирается жениться на Вере и увезти ее в свой заграничный рай. До этого у Веры были отношения с фотографом Вадимом, которые закончились расставанием, что даже привело Веру к попытке суицида. Веру вылечили в психбольнице, вернули к жизни. И вот теперь у нее что-то в жизни начало получаться. Но ее заграничного принца захотела ее сестра. Люба выкрала ее документы и, выдав себя за Веру, улетела с мужем в Италию.

А настоящей Вере пришлось повторить попытку самоубийства, во второй раз у нее получилось удачнее. Она выпрыгнула из окна и разбилась.

Вот такой трагичный финал получился у этой вроде бы обычной истории. Фильм получился мрачным, депрессивным с элементами мистики. Опыта съемок подобных триллеров не было, поэтому временами он кажется наивным. На главную роль сестричек Грамматиков пригласил двух студенток МЭИ Ольгу и Елену Стучиловых. Их он нашел на конкурсе близнецов. У студенток третьего курса Оли и Лены получилось достоверно сыграть пэтэушниц Веру и Любу. В фильме есть сцены топлесс и полностью без одежды, обе сестры наотрез отказались раздеваться. Их заменили дублерши, в кадрах фильма подмена прошла незамеченной.

Есть в фильме и общая риторика тех последних лет перед сменой направления нашей страны. Интеллигенция, различные творческие персонажи, поют приблизительно те же мантры, что и сегодня. Свою родину высокомерно называют страной хамов. Ничего не изменилось. Только тогда эти революционеры потеряли свою страну. И до сих пор не осознали, что натворили.

Как-то странно обозначила Улицкая своих юных героинь, как будто подчеркнула, Вера и Любовь. А надежды у них не оказалось. Потому что они еще молоды и глупы.

Посмотрите самый точный диагноз общества конца 80-х. Это "Сестрички Либерти". Через 30 лет посмотреть на то время всегда интересно.