Османская империя – это государство с шестисотлетней историей. Поэтому ее политические практики существенно отличались в том или ином столетии. Главной мыслью, которая проводилась при создании системы управления, было всемерное избегание феодализации.
Это явление было причиной распада многих исламских держав, даже таких величественных, как империи Тамерлана и Великих Моголов. Неудивительно, что турки стремились собственную аристократию формировать не за счет наследования чинов и званий, а путем использования системы девширме – это когда из христианских семей забирали мальчиков, которых воспитывали в исламской вере. Поэтому титулы в Османской империи не передавались от отца к сыну почти до самого ее конца.
Давайте расскажем о самых главных. И начать следует с правителя этого государства и членов его семьи.
Поскольку империя первые столетия своего существования неуклонно расширялась, титулы монарха тоже накапливались и начинались использоваться совместно. Первым и главным титулом было звание султана – так в исламском мире называли суверенных правителей крупной страны, как правило, имеющих не только светские, но и определенные духовные полномочия. Сам термин арабский, он является производным от слова «власть».
В дальнейшем, по мере увеличения могущества своего государства, османы стали использовать персидский титул падишах. Дословно это означает «царь», и титул фактически приравнен к императорскому. Так именовали могущественных государей во всем мусульманском мире, особенно в странах с сильным иранским влиянием.
Титул «хан ханов» напоминал о кочевом тюркском происхождении династии. Титул халифа был получен после ликвидации мамлюкского султаната в Египте, и означал верховную власть в мире ислама. Все мусульмане, независимо от того, где они жили, упоминали имя халифа в молитве.
Дальше шли титулы османской династии. То есть те, которые принадлежали членам правящего рода, не получивших трона. На заре Османской империи ее принцы носили титул челеби, который означал «благородный», «благородного происхождения». В дальнейшем статус этого звания несколько уменьшился, и его стали получать просто заслуженные люди, особенно лидеры духовных братств. А наследники султана стали использовать титул шехзаде – «сын царя».
Женщины, принадлежащие к османской фамилии (жены, матери и дочери монархов), до 16-го века использовали тюрко-монгольский титул хатун, что означает «ханша», «жена хана». После 16-го столетия они носили приставку «султан», которая добавлялась к их личному имени: Хюррем-султан, Махидевран-султан и так далее.
Остальные титулы использовались знатью. Как уже было сказано, как правило, они не являлись наследственными, а приобретались в зависимости от получения конкретной должности. Титул «паша» был сокращением от слова «падишах», и понимался, как «главный», «старший». Его носили представители высшей аристократии. В гражданской сфере он был равен званию министра, в военной области – к генеральскому.
Титул «бей» имел тюркские корни, и применялся, когда предки османов жили в Средней Азии. Дословно он означает «князь», и на заре становления империи его носили даже ее монархи. Но затем значение этого звания девальвировалось, его получали сыновья высших чиновников либо старшие офицеры.
Титул «эфенди» (с греческого – «повелитель») был вежливым обращением, которое использовалось ко всем начальникам, вплоть до султана. Затем он заменил аналогичное тюркское слово «челеби» и стал использоваться в качестве официального ранга: сначала военного, а затем и гражданского.
Титул «ага» происходил от тюркского слова «старший брат». В дальнейшем он стал использоваться в отношение офицеров младшего звена. А в поздней Османской империи там могли называть землевладельцев в сельской местности. Титул «чауш» носили изначально предводители каравана паломников в Персии. А у османов так величали близких к султану воинов, которые занимались его охраной и выполняли те или иные поручения. Арабо-исламский титул «эмир» использовался чаще в арабских владениях. Так могли называть и военных, и гражданских. Например, военачальников и губернаторов.