Брат Иисуса, увидевший откровение в горячке, коммунизм и аналоги современных ЧВК. Как, Вы не слышали про Восстание тайпинов? А между прочим оно считается самой кровавой гражданской войной в истории, похоронив, по разным подсчётам, от 20 до 40 миллионов человек. И это только прямые потери, количество людей, пострадавших тем или иным образом от этой «кровавой бани» доходит до (только вдумайтесь) сотни миллионов. Как это допустили? Скоро узнаете.
Для этого перенесёмся в середину XIX века в Империю Цин в «Век Унижений» как прозовут это время сами китайцы. Империя Цин - это политическое объединение, представлявшее собой управлявшуюся маньчжурской династией территорию, включавшую весь Китай. Корни берёт из Маньчжурского завоевания Китая, начавшегося в 1644 году с захватом столицы Пекин и так называемым «предательством» У Саньгуя.
Империя Мин пала и начался трёхсотлетний период управления Китая династией Айсинь Гьоро. Пик Империи Цин пришёлся на середину XVIII века, затем последовало медленное падение.
Грядущее восстание тайпинов Цин встречала в кондиции «избитой» Британией в ходе Опиумных войн дряхлой «державы». Та самая Первая Опиумная война и вскрыла плачевное состояние китайских войск, а капитуляция Цин в 1842 году полностью унизила Китай и обрекла его на траур.
Внутренняя обстановка же, мягко говоря, не позволяла иссякающему кредиту доверия маньчжуров повысить свои котировки. Сам факт того что этот период обрёл название «Век унижений» уже говорит о многом. Повальная зависимость от курения опиума, нищета, голод, высокий уровень податей и просто беспрецедентно зашкаливающая коррупция. Идеальный набор для стабильного роста и процветания крупной империи, управляемой «иностранцами». Согласны?
Вот и Хун Сюцуань тоже не особо был за такую формулу развития страны. Кто? Хун Сюцуань? А Вы что, не знаете младшего брата Самого Иисуса? Сейчас познакомим.
Хун Сюцуань, как не сложно догадаться, был из бедной семьи. Был самым способным из трёх сыновей, что позволило ему добраться до государственных экзаменов – своеобразного социального лифта, успешная сдача которого позволяла в будущем претендовать на должность в бюрократическом аппарате. В Гуанчжоу – городе, где проходила сдача экзамена, парень увлекается христианством: читает трактаты миссионеров, слушает проповеди китайского протестанта.
Доподлинно неизвестно: 4 кряду неудачи на экзамене или сильное увлечение новой религией так повлияли на парня, но факт в том, что, провалив свою крайнюю попытку, он заболевает и в ходе болезни до него снисходит озарение. Сам Бог вместе с Иисусом нарекают его своим родственником и поручают борьбу со злом и проявлениями сатаны на земле. И парень не подводит!
Втягивая сначала родственников и друзей, Хун Сюцуань постепенно формирует культ во главе с самим собой. Впоследствии, создав военную группировку «Воины Бога», «пророк» начинает готовить план реализации своей, не побоюсь этого слова, Великой миссии!
Летом 1850-го года Его Величество решил, что пора. Объявив 10-ти тысячам своих последователей о необходимости взяться за оружие, Хун Сюцуань начал так называемое Цзиньтяньское восстание – первый этап крупной крестьянской войны за «порядок» Божий. Интересно, что при обращении внимания на этнический аспект войска Хун Сюцуаня можно заметить там присутствие народов, близких к христианству. Естественно, это неспроста, именно на них такая пропаганда и действовала лучше всего.
К концу осени численность войска увеличилась вдвое – лозунги борьбы за равенство всегда принимались хорошо. Новички повстанцы в знак неповиновения полубритым маньчжурам – отращивали длинные волосы – один из символов конфуцианства, как ни странно. Тоже примечательно, как всё шло в кучу, лишь бы быть органичным для масс.
В 1851 году, заняв город Юнъань, тайпины создали своё правительство. Военные успехи были продиктованы железной армейской дисциплиной в войсках. Бойцы строго следовали приказам командиров и десяти христианским заповедям. Тайпинскую армию отличали гуманное отношение к местному населению, отсутствие грабежей, жестокости и произвола по отношению к простолюдинам. В «христианской» армии тон задавали религиозные фанатики и аскеты. Они запрещали сношения мужчин с женщинами, азартные игры, вино, курение опиума и проституцию. Это не могло не подкупать уставшее население, которое с радушием принимало воинов «освободителей».
Однако параллельно с этим происходили погромы правительственных учреждений, геноцид маньчжуров и показные казни крупных чиновников-китайцев, естественно, с конфискацией их имущества.
Итак, к 1853 году под контролем тайпинов были уже внушительные территории.
Было образовано государтсво Тайпин Тяньго (Небесное государство великого благоденствия). Столицей был выбран город Тяньцзин (переименованный Нанкин).
Естественно такие внушительные военные успехи не могли остаться без поддержки населения – к этому времени армия тайпинов насчитывала около миллиона воинов. Вкупе с захваченными арсеналами готового оружия, организацией производства нового, это была уже суровая боевая единица, поставившая в тупик Цинское правительство.
Итак, раз государство уже оформилось, давайте рассмотрим ближе его порядки.
Формальным главой тайпинов всё ещё считался Хун Сюцюань. Однако, он был слишком блажен и высок для мирских дел, поэтому было принято волевое решение окончательно удалиться в религиозные вопросы. В своём роскошном дворце, естественно. Так думается лучше! Вся военная и административная власть была передана соратнику Ян Сюцину. Безусловно, считалось, что именно Ян Сюцин обладал уникальнейшим даром воплощать «дух Божий» и изрекать волю Бога. Талант! Ян Сюцин, в принципе, был одним из немногих людей, у кого был доступ к Хун Сюцюаню.
Конституция Небесного государства выглядела следующим образом:
Была отменена частная собственность на землю, провозглашено равенство людей разного происхождения и достатка, мужчин и женщин (которым, к слову при всём при этом запрещалось совместное проживание). Изменилась программа государственных экзаменов: вместо конфуцианских книг на них проверялось знание Библии. Было запрещено бинтование ног девочкам, рабство, азартные игры, употребление опиума, табака и алкоголя, ношение маньчжурской причёски. Поощрялась коллективная собственность (ещё в начале восстания все трофеи собирались в обществ. кладовые, из которых члены общества снабжались необходимым)
В ней провозглашалось полное уравнение всех членов китайского общества в сфере производства и потребления. Тайпины хотели отменить товарно-денежные отношения, но понимая, что без торговли, хотя бы с иностранными державами, пока не обойтись, они учредили специальную должность уполномоченного по торговым делам — «Небесного компрадора». Трудовая повинность объявлялась обязательной для всех жителей. Параллельно с этим сжигались традиционные китайские книги по конфуцианству, буддизму и даосизму.
Вы не забыли об аналоге современных ЧВК? Так вот, беспомощность цинской армии привела в действие шэньши и крупных помещиков, организовавших частные дружины (туаньлянь). Они с переменным успехом боролись с мятежниками. Так, «Сянская армия» Цзэн Гофаня, состоявшая из специально обученных профессионалов, поначалу задерживала ход наступления тайпинов, чтобы затем Цзэн Гофань в 1856 году со своей армией был окружён и блокирован тайпинами в Цзянси. Только внутренняя резня помогла сановнику избежать разгрома. Последующее укрепление Сянской армии заставило цинских лидеров использовать её уже как имперскую, а не местную, единицу. Так что это был крайне удачный опыт.
Но вернёмся к восстанию. Организованные в 1853 году северный и западный походы не увенчались успехом. Единственный шанс тайпинов взять Пекин был упущен, и они перешли из стадии атакующих в стадию обороняющихся.
Это не могло не сказаться на общем настроении. Возрастающие противоречия между «старыми братьями» во главе с Ян Сюцином и «новыми братьями» во главе с Вэй Чанхуэя переросли в полнценную резню. Ян Сюцин, известный узурпатор, столкнувшись с минимальным непокорением со стороны «северного князя» Вэй Чанхуэя, решил окончательно установить верховенство своей власти, разбудив из блаженной спячки Его Величество Хун Сюцюаня. Недальновидное решение «воплощателя Дара Божего». Хун Сюцюань, быстро смекнув, что трон зашатался под ним, вызвал «северного князя» с его войском себе на подмогу, и отправился дальше по своим высшим делам. «Северный князь» же церемониться не стал – вырезал весь двор и родню Ян Сюциня вместе с ним самим же. Вэй Чанхуэй за недолгое пребывание у власти убил до 30 тысяч человек — сторонников «Восточного князя» (Ян Сюциня), а также всю семью Ши Дакая, восстановив против себя большинство тайпинов. Видя новую угрозу своему трону, Хун Сюцюань велел казнить Вэй Чанхуэя, что и было осуществлено. Для мести был вызван сам Ши Дакай, который вскоре и сам впал в немилость Его Величеству. На этот раз Хун Сюцюань церемониться не стал и просто поставил у власти братьев и своих фаворитов, отвернув от себя стотысячную армию Ши Дакая.
Внутренние разногласия вместе с гибелью лучших, самых закалённых полководцев не могли оставаться безнаказанными. Цинская армия начала наступать, заметно уменьшив территорию Тайпин Тяньго. Столица была в опасности, и только гений новоиспеченного князя Лю Сючена позволил организовать контрнаступление, минимально отбив отобранное. На время фронт утих. Империя Цин увязла в очередной Опиумной войне. Да-да. Двое дерутся – третий получает выгоду. Всё как всегда.
Прекращение «перемирия» поначалу пошло в пользу тайпинов, однако в скором времени Западные «братья во Христе», одержав победу во Второй опиумной войне, решили добить горе-мятежников, запретивших торговлю тем самым опиумом. Французские, американские и британские отряды выступили против тайпинов, встав на сторону Империи Цин. Ко всему прочему сила Синьской армии росла, что позволяло формировать серьёзную прорывную мощь.
Ключевым недостатком тайпинов была религиозная нетерпимость. Уже отмеченное сжигание литературы было сопряжено с разрушением святых мест и физическим уничтожением иноверцев. Этот фактор мешал объединить население вокруг отколовшихся «чужаков», которые мыслили по-другому, верили по-другому, а иногда даже разговаривали по-другому (различия в диалектах).
Весь этот скудный набор «успехов» предрёк падение Тайпин Тяньго. Постепенные успехи на фронте привели к сжатию «кольца» вокруг столицы Тяньцзин (Нанкин). Амбициозные планы Ли Сючэна по предотвращению краха и возможного перелома ситуации были встречены «Небесным Правителем» Хун Сюцюанем отрицательно. В смысле он принял яд и как истинный христианин и «брат Иисуса» принял на себя тяжкий грех. Положение стало окончательно безвыходным. Столица была взята и четырнадцатилетний кровавый ад был прекращён.
Какой итог? Да, собственно, ничего хорошего. Кроме Хун Сюцюаня, проведшего 14 лет в шикарном дворце, победивших сторон не видится. Фактически, в очень короткий срок власть тайпинов перестала чем-то кардинально отличаться от власти Цин, впоследствии скатившись окончательно до предсмертной агонии с раздачей непонятных титулов друг другу и прочим беспределом. Никаким «Небесным царством» там и не пахло (Аврелий Августин небось в гробу перевернулся с таким вариантом построения «Града Божьего»). В сухом остатке Империя Цин получила десятки миллионов погибших, две проигранные интервентам войны и статус повально закабалённой неравными мирными договорами страны. «Век унижений» и не думал заканчиваться.
Благодарю за внимание. Оценивайте статью, буду рад общению с Вами. Возможно требуется более детальное рассмотрение некоторых аспектов этого восстания? Пишите в комментариях