3,2K подписчиков

Загадочное исчезновение экспедиции Франклина. Северо-Западный морской путь

Экспедиция Франклина. Яндекс Картинки
Экспедиция Франклина. Яндекс Картинки

О том, что Северо-Восточный морской путь был давно открыт и исследован русскими мореплавателями нам уже известно. К этому приложил свою руку Семён Дежнёв и немного позже капитаны из экспедиций Витуса Беринга.

А что же происходило с Северо-Западным морским путём. Многие попытки пройти этим маршрутом из Атлантического океана в Тихий предпринимались ещё с 16 века, но все были неудачными. Так были открыты Гудзонов залив, море и земля Баффина возле Гренландии, но дальше исследования не продвигались. Были попытки пройти и обратным маршрутом - из Тихого океана в Атлантический. Вспомним нашего Отто Евстафьевича Коцебу открывшего залив Коцебу на Аляске.

Северо-Западный маршрут. Википедия
Северо-Западный маршрут. Википедия

Но и он дальше не прошёл. И так всё оставалось до середины 19 века. С 1804 года сэр Джон Барроу - Второй секретарь Английского Адмиралтейства на протяжении 41 года призывал Королевский военно-морской флот завершить географические исследования по поиску Северо-Западного прохода по морю. И в 1845 году ему удалось организовать такую экспедицию. После долгих поисков человека, способного возглавить такую экспедицию его выбор пал на английского мореплавателя, исследователя Арктики, контр-адмирала Джона Франклина. На тот момент ему уже было 59 лет.

Джон Франклин. Яндекс Картинки
Джон Франклин. Яндекс Картинки

В экспедицию были снаряжены два бомбардирских судна «Эребус» грузоподъёмностью 378 тонн и «Террор» грузоподъёмностью 331 тонн. Они были переоборудованы для плавания в полярных широтах. Для этого их конструкцию усилили и обшили стальными листами. Были установлены паровые локомотивные двигатели, паровые котлы для отопления и опреснительные установки для паровых машин.

«Эребус» и «Террор». Гравюры из Википедии
«Эребус» и «Террор». Гравюры из Википедии

Запас провианта позволял находиться судам в экспедиции до 3-х лет. Там было около 16 тонн галет, 62 тонны муки, 13,5 тонны засоленной говядины, свинины и консервы (8000 банок). В качестве противоцинготного средства было загружено около 4 тонн лимонного сока. На бортах было 110 матросов и 24 офицера.

Утром 19 мая 1845 года корабли экспедиции покинули причалы английского города Гринхайт. Суда сопровождали два транспортника. Когда корабли достигли западных берегов Гренландии в заливе Диско, то были совершены последние приготовления. Живой скот был забит и погружен на «Эребус» и «Террор». Моряки могли отправить последние письма к своим родным. Правда 5 человек были отчислены из штата и отправлены на уходивших вспомогательных судах обратно в Англию, о чём они потом вряд ли пожалели.

В начале августа 1845 года капитан Даннетт китобойного судна «Принц Уэльский» и капитан Роберт Мартин китобойного судна «Энтерпрайз» повстречали «Эребус» и «Террор» в море Баффина, когда те, пришвартовавшись ко льду, ждали благоприятных условий для пересечения пролива Ланкастер. Больше живыми их никто не видел.

Экспедиция выдвигается. Гравюра из Википедии
Экспедиция выдвигается. Гравюра из Википедии

Поскольку вестей с тех суровых краёв Канады ждать не приходилось, то никто не волновался об экспедиции, которая была (как все думали) хорошо снаряжена. Однако, когда прошло 3 года, жена Франклина стала беспокоиться и тормошить руководство Адмиралтейства об организации поиска пропавшей экспедиции мужа. В мае 1848 года на поиски отправились корабли «Инвестигейтор» и «Энтерпрайз» под командованием сэра Джеймса Росса, однако вскоре спасательная экспедиция сама оказалась в крайне затруднительном положении. На обратном пути «Инвестигейтор» оказался затёрт льдами, и спустя почти три года команда вынужденно покинула судно по льду.

Восстановленный маршрут экспедиции Франклина. Википедия
Восстановленный маршрут экспедиции Франклина. Википедия

С тех пор поиски экспедиции и разгадка их неудачи ведутся до сих пор. В поисках невольно принял участие даже знаменитый путешественник и эксперт по выживанию - Беар Грилз. Были обнаружены три могилы на острове Бичи, останки других членов экспедиции находили то здесь, то там на острове Кинг-Уильям (крайний север Канады), возле которого суда экспедиции были затёрты во льдах, покинуты и больше никогда не выходили в море. Эксгумация и исследования найденных останков говорили о том, что команда болела цингой и была отравлена свинцом, что послужило к общему ослаблению организма и смерти от пневмонии и туберкулёза большинства членов команды.

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

Свинец был обнаружен в дешёвых консервах, которых именно этим металлом в спешке и не качественно запаивали, а так же он использовался в опреснительных установках, воду из которых члены экипажа могли пить. На костях некоторых трупов были обнаружены насечки, а черепа проломлены, что явно свидетельствует о случаях каннибализма среди экипажа.

Гроза Арктики. Яндекс Картинки
Гроза Арктики. Яндекс Картинки

Что случилось с экспедицией? Эксперты говорят, что она была плохо организована. Из более чем 100 моряков полярниками были только сам контр-адмирал, капитан «Террора» Фрэнсис Крозье и пара ледовых лоцманов команды матросов. Консервы закупили дешёвые и некачественные, что способствовало отравлению команды, а лимонный сок со временем потерял свои профилактические качества. Всё это поспособствовало ослаблению здоровья экипажа и многим болезням.

карта из книги Симмонса
карта из книги Симмонса

Но есть и другие версии. Одну из них описал в своём романе «Террор» Дэн Симмонс.

Картинка из Википедии
Картинка из Википедии

Книга:
https://librebook.me/the_terror

В 2018 году по роману был снят одноимённый сериал в жанре историко-приключенческого триллера (только 1 сезон). В 10 сериях режиссёры Тим Милантс и Эдвард Бергер попытались создать атмосферу в которой оказались выше описанные герои - крайний север, полярная ночь, страх и неизвестность.

Кадр из фильма. Яндекс Картинки
Кадр из фильма. Яндекс Картинки

Сериал:
https://rezka.ag/series/drama/27297-terror-2018.html

Во всё это мы можем окунуться прочитав роман Симмонса или посмотрев сериал, кому что больше нравится.

Сама по себе экспедиция не принесла никаких результатов. Но в следствие многочисленных попыток найти пропавшую экспедицию было открыто множество островов, проливов, описаны береговые линии Северной Канады. Многочисленные труды, по описанию трагедии экспедиции вдохновляли будущих путешественников. В их числе был и Руаль Амудсен, о котором пойдёт речь в будущей статье.