Раритеты Сийского монастыря
На Севере России, на Подвинье (ныне — Архангельская область), среди бескрайних лесов и прозрачных озёр иеромонах Антоний основал в 1520 году монастырь в честь Святой Троицы.
Расположен он в 160 километрах от Архангельска, на Большом Михайловом озере в течении реки Сии, что и дало монастырю название
Свято‑Троицкий Антониево‑Сийский.
В XѴI – XѴII веках монастырь стал влиятельным духовным и культурным центром Русского Севера. В 1601 – 1605 годах здесь отбывал ссылку боярин Феодор Никитич Романов, впоследствии патриарх Филарет, отец первого русского царя династии Романовых, Михаила Фёдоровича.
Вкладчиками обители были Иоанн IѴ и его сын царь Феодор Иоаннович, царь Борис Годунов. Делали приношения многие родовитые бояре: Волконские, Милославские, Морозовы...
К концу XѴII века было возведено шесть храмов. Попечением патриаршего казначея старца Паисия (постриженика Сийского монастыря) в 1685 году были построены двухэтажные братский корпус и настоятельские каменные кельи.
Со второй половины XѴIII века широкое развитие получает просветительская и миссионерская деятельность монастыря, его настоятели выполняли обязанности ректоров Архангельской духовной семинарии, один из них — архимандрит Вениамин (Смирнов) — стал активным просветителем самоедов архангельских тундр.
Сийский монастырь стал одним из центров иконописания на Подвинье.
Монастырь пользовался особым расположением русских царей: летом
1819 года сюда приезжал император Александр I, в июне 1856 года — Александр II. Посещали Сийский монастырь и великие князья Константин Николаевич (1884), Алексей Александрович (1870), Владимир Александрович.
В XX веке Сийский монастырь разделил участь многих обителей России. В 1920 году на его территории были открыты детская колония и сельская трудовая коммуна. Затем монастырские постройки использовались колхозом, домом отдыха, домом для детей‑инвалидов, интернатом престарелых, пионерским лагерем, дачей Архангельского облисполкома.
За этот период многие здания были разобраны или разрушены, другие требуют срочного восстановления. В 1992 году монастырь был возвращён Русской православной церкви.
Пережив разрушение и запустение в годы лихолетья, древняя обитель начала своё возрождение. Возобновляется монашеская жизнь. Воссоздан храм‑колокольня Трёх Святителей Московских, установлены главы и кресты на храмах. В Благовещенской церкви и храме‑колокольне регулярно совершаются богослужения. Ежегодно в день Святой Троицы службы проходят в главном Троицком соборе.
Наследие Свято‑Троицкого Антониево‑Сийского монастыря многообразно. В монастыре была собрана богатейшая ризница, часть предметов которой дошла до наших дней. Среди них — наперсные иконы и кресты ХѴI века, ковчег для мощей епископа Арсения Тверского ХѴII века, серебряный напрестольный крест 1729 года, костяной посох и митра ХIХ века.
Сохранились уникальные вклады: набедренник и оплечье фелони начала XѴII века — от патриарха Филарета, напольный подсвечник 1651 года — от патриарха Никона, два Евангелия 1681 года в драгоценных окладах: одно — вклад патриаршего казначея Паисия, другое — боярина Милославского, Евангелие 1841 года — вклад великого князя Константина...
Раритетами являются святыни, связанные с именем основателя обители преподобного Антония Сийского (1478 – 1556): икона «Троица Ветхозаветная», по преданию, написанная самим преподобным около 1538 года, покров на раку святого и напрестольное Евангелие, принадлежавшее преподобному.
Основанная преподобным Антонием библиотека стала одной из лучших не только в нашем крае, но и за пределами его. В библиотеке обители,
собрание которой считалось одним из богатейших на Севере, хранились
Евангелие апракос 1339 – 1340 (так называемое Сийское), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692 года, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648).
Шедевром мирового уровня считается Сийский иконописный подлинник и 500 прорисей икон, который составил во второй половине XѴII века сийский архимандрит Никодим (1692 – 1721).
Рукописные и печатные книги из библиотеки Антониево‑Сийского монастыря ныне размещены в различных книгохранилищах страны: в Российской государственной библиотеке (Москва), в Библиотеке Российской академии наук (Санкт‑Петербург), в Государственном архиве Ярославской области, а также в Архангельском областном краеведческом музее, Архангельской областной научной библиотеке, Государственном архиве Архангельской области.
Одним словом, святыни Антониево‑Сийского монастыря в равной степени являются предметами высокого духовного значения и объектами культурного наследия, ценность которых по мере научного изучения лишь возрастает.
Автор: Игумен Варлаам (Дульский), журнал МИР МУЗЕЯ, май, 2018 год.
Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь
Фото:
1. - Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь.
2. - Сийский монастырь. Фото 1904 г.
3. - Святая Троица. Икона XVI – XVII вв. Перламутр, резьба; серебро, басма, драг. камни. Архангельский краеведческий музей. Икона принадлежала Александру Голубовскому, сосланному в 1636 г. из Москвы в Сийский монастырь. Образ вырезан в XVI в. на перламутровой раковине.
4. - Воскресение Христово. Миниатюра из Сийского Евангелия. XVII в. Библиотека РАН.
#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2018 #Архангельскаяобласть #СийскийАнтониевМонастырь #настоящиеценностибудущего #знание