90-е годы. Мне ещё совсем не много лет, я учусь в школе и сейчас каникулы. Лето в разгаре... И вот мы с дедушкой идём за малиной. Мы всегда с волнением ждём этого времени, потому что поход за малиной - это целое испытание, которое сможет пройти только достойный. На каникулах очень непривычно вставать спозаранку, но проспать нельзя, нужно выйти до того как начнёт палить летнее солнце. Малинник находится в 14 км от города, сначала по лесной дороге, потом по железнодорожным путям а потом снова по лесу. А прежде, мы переходим реку Ай, кругом туман и очень прохладно. После тёплой постели очень неуютно, и коленки непроизвольно потрясываются. И тут же, от реки, начинается крутой подъём в гору под названием Парник - и вот ты уже распарился и пот бежит ручьём, и впереди 10 км по шпалам. Как же неудобно расположены эти шпалы - если наступать на кажду, то слишком узкий шаг, а через одну - слишком широко. Солнце начинает припекать и вот появляются они - слепни. Прокусывают даже через рубашку, если снять спецовку. Интересное наблюдение - слепни предпочитают чёрную одежду, на светлой их значительно меньше. На ногах резиновые сапоги, а под ними намотанные портянки. Бабушка специально сделала их из старой простыни, и дедушка научил как их правильно завязывать, чтобы не было мозолей. Путь долгий и через несколько часов ходьбы, как только свернули с путей, в тени леса, устраиваем перекус - варёные яички и свежий огурчик. Как же это вкусно. В это время портянки сушатся на солнце, потому как в резиновых сапогах ноги очень сильно потеют. Дальше проходим мимо пасеки, и вот мы уже в малиннике.
Какое же это прекрасное время, дедушка ещё с нами, молодой, и впереди у нас ещё столько времени, что и не думаешь о его скоротечности.
Дак вот, Чеславка - это посёлок на железнодорожном разъезде, который в километре от того места где мы сворачиваем с путей в малинник. И мы никогда до него не доходили, но было очень интересно посмотреть, как же так живут люди так далеко в лесу.
Поселок был основан в 1913 во время строительства Западно-Уральской железной дороги и первоначально именовался Кисеганово (по руднику, находившемуся в 2 км к востоку, на р. Кисеганке). С 1954 носил современное название.
Западно-Уральская железная дорога, так она называлась до революции, соединяющая Лысьву с Бакалом, была построена в 1917 году. В годы гражданской войны вдоль железнодорожной линии развернулись бои, по ней ходил бронепоезд. В годы Великой Отечественной войны по ней отправляли военные грузы и мобилизованных мужчин на фронт, принимали раненых и эвакуированных. В мирное время по этой ветки перевезли миллионы тонн грузов для народного хозяйства страны, осуществляли пассажирские перевозки.
Когда-то там кипела жизнь, была школа, медпункт, жители работали на железной дороге. Добраться сюда можно было по железной дороге. Дважды в день, утром и вечером здесь останавливался пассажирский пригородный поезд «Бердяуш-Михайловский завод». В 90-е годы, с распадом хозяйственных связей и производства, объем грузоперевозок резко снизился, а в 2012 году из-за прекращения дотаций на пассажирские перевозки, прекратили ходить и пассажирские поезда.
2014 год - я впервые добрался до Чеславки. На велосипеде.
По всему видно, что жизнь здесь даже не замерла, а уже неумолимо угасает. Жители оказались отрезанными от внешнего мира.
Ни магазина, ни медицинской помощи, ни транспортного сообщения. Администрация Кусы организовала дважды в неделю доставку продуктов по лесной дороге. Однако проблем населения это не решало. Строительство автомобильной дороги до посёлка было не рентабельным. И тогда было принято решение о расселении посёлка и его ликвидации.
Процесс переселения затянулся на долгие десять лет! Для 19 семей администрация Кусинского городского поселения приобрела 21 жилое помещение, в том числе – два в Сатке, остальные в Кусе.
2023 год. В этот раз я добрался до Чеславки бегом. Всю дорогу на меня накатывали воспоминания, я старался вспомнить как можно больше деталей, я всматривался в сосны, которым по меньше мере 150 лет, мимо которых мы ходили и 30 лет назад.
Железная дорога заметно заросла. Видно что какие-то поезда всё-таки ходят, и не дают берёзкам, которые растут между шпал, вырасти выше чем просвет у поезда.
Посадочная платформа уже без вывески и заметно разрушена
Ну и дальше я увидел, что в поселке не осталось ни одного дома. Почти.
Остался один дом управления разъездом. Но и он уже полностью в беспризорном состоянии и уже не подлежит восстановлению. Внутри лежат служебные журналы, последние записи в которых от 2015 года. Много различной специальной литературы и справочников.
По условиям программы, все дома и объекты инфраструктуры в Чеславке ликвидированы, и поселок под таким именем исчез с карты Кусинского района.
В заключение выложу фотографии неизвестного мне автора, которые я нашел в полуразрушенном хозяйственном помещении.