Найти тему
Своротки

Чеславка. Путешествие во времени.

90-е годы. Мне ещё совсем не много лет, я учусь в школе и сейчас каникулы. Лето в разгаре... И вот мы с дедушкой идём за малиной. Мы всегда с волнением ждём этого времени, потому что поход за малиной - это целое испытание, которое сможет пройти только достойный. На каникулах очень непривычно вставать спозаранку, но проспать нельзя, нужно выйти до того как начнёт палить летнее солнце. Малинник находится в 14 км от города, сначала по лесной дороге, потом по железнодорожным путям а потом снова по лесу. А прежде, мы переходим реку Ай, кругом туман и очень прохладно. После тёплой постели очень неуютно, и коленки непроизвольно потрясываются. И тут же, от реки, начинается крутой подъём в гору под названием Парник - и вот ты уже распарился и пот бежит ручьём, и впереди 10 км по шпалам. Как же неудобно расположены эти шпалы - если наступать на кажду, то слишком узкий шаг, а через одну - слишком широко. Солнце начинает припекать и вот появляются они - слепни. Прокусывают даже через рубашку, если снять спецовку. Интересное наблюдение - слепни предпочитают чёрную одежду, на светлой их значительно меньше. На ногах резиновые сапоги, а под ними намотанные портянки. Бабушка специально сделала их из старой простыни, и дедушка научил как их правильно завязывать, чтобы не было мозолей. Путь долгий и через несколько часов ходьбы, как только свернули с путей, в тени леса, устраиваем перекус - варёные яички и свежий огурчик. Как же это вкусно. В это время портянки сушатся на солнце, потому как в резиновых сапогах ноги очень сильно потеют. Дальше проходим мимо пасеки, и вот мы уже в малиннике.

Какое же это прекрасное время, дедушка ещё с нами, молодой, и впереди у нас ещё столько времени, что и не думаешь о его скоротечности.

Дак вот, Чеславка - это посёлок на железнодорожном разъезде, который в километре от того места где мы сворачиваем с путей в малинник. И мы никогда до него не доходили, но было очень интересно посмотреть, как же так живут люди так далеко в лесу.

Поселок был основан в 1913 во время строительства Западно-Уральской железной дороги и первоначально именовался Кисеганово (по руднику, находившемуся в 2 км к востоку, на р. Кисеганке). С 1954 носил современное название.
Западно-Уральская железная дорога, так она называлась до революции, соединяющая Лысьву с Бакалом, была построена в 1917 году. В годы гражданской войны вдоль железнодорожной линии развернулись бои, по ней ходил бронепоезд. В годы Великой Отечественной войны по ней отправляли военные грузы и мобилизованных мужчин на фронт, принимали раненых и эвакуированных. В мирное время по этой ветки перевезли миллионы тонн грузов для народного хозяйства страны, осуществляли пассажирские перевозки.

Когда-то там кипела жизнь, была школа, медпункт, жители работали на железной дороге. Добраться сюда можно было по железной дороге. Дважды в день, утром и вечером здесь останавливался пассажирский пригородный поезд «Бердяуш-Михайловский завод». В 90-е годы, с распадом хозяйственных связей и производства, объем грузоперевозок резко снизился, а в 2012 году из-за прекращения дотаций на пассажирские перевозки, прекратили ходить и пассажирские поезда.

2014 год - я впервые добрался до Чеславки. На велосипеде.

На остановочной платформе ещё висит название
На остановочной платформе ещё висит название
здание управления
здание управления

По всему видно, что жизнь здесь даже не замерла, а уже неумолимо угасает. Жители оказались отрезанными от внешнего мира.

Добавьте описание
Добавьте описание

Ни магазина, ни медицинской помощи, ни транспортного сообщения. Администрация Кусы организовала дважды в неделю доставку продуктов по лесной дороге. Однако проблем населения это не решало. Строительство автомобильной дороги до посёлка было не рентабельным. И тогда было принято решение о расселении посёлка и его ликвидации.

Процесс переселения затянулся на долгие десять лет! Для 19 семей администрация Кусинского городского поселения приобрела 21 жилое помещение, в том числе – два в Сатке, остальные в Кусе.

2023 год. В этот раз я добрался до Чеславки бегом. Всю дорогу на меня накатывали воспоминания, я старался вспомнить как можно больше деталей, я всматривался в сосны, которым по меньше мере 150 лет, мимо которых мы ходили и 30 лет назад.

По пути в Чеславку 2023 год
По пути в Чеславку 2023 год
150-200 колец насчитал на этом пне
150-200 колец насчитал на этом пне

Железная дорога заметно заросла. Видно что какие-то поезда всё-таки ходят, и не дают берёзкам, которые растут между шпал, вырасти выше чем просвет у поезда.

Железная дорога на Чеславку
Железная дорога на Чеславку

Посадочная платформа уже без вывески и заметно разрушена

Платформа Чеславка 2023 год.
Платформа Чеславка 2023 год.
памятка путейцу
памятка путейцу

Ну и дальше я увидел, что в поселке не осталось ни одного дома. Почти.

Остался один дом управления разъездом. Но и он уже полностью в беспризорном состоянии и уже не подлежит восстановлению. Внутри лежат служебные журналы, последние записи в которых от 2015 года. Много различной специальной литературы и справочников.

По условиям программы, все дома и объекты инфраструктуры в Чеславке ликвидированы, и поселок под таким именем исчез с карты Кусинского района.

В заключение выложу фотографии неизвестного мне автора, которые я нашел в полуразрушенном хозяйственном помещении.