Найти в Дзене

Урок 6 класс "Правописание О и Е в суффиксах существительных. Повторение изученного об имени существительном"

Ход урока.

1. Постановка целей учителем. Сегодня урок в форме путешествия, а в путешествие мы возьмем свои знания. Тетради будут нашим дневником путешествия. Сделайте первую запись (дата. кл.работа)
Путешествовать будем по стране "Имя существительное".

2. Итак, мы отправляемся в путешествие. Что вы можете рассказать о слове путешествие? (значение, вопрос, морфологические признаки, морфемный состав)
- Подберите синонимы к обоим корням?
- Объясните написание соединительной гласной. Как называется такой способ образования слов?

3. Что не должно мешать в нашем путешествии? Подберите к словам синонимы с НЕ: рассеянность (невнимательность), сомнение (нерешительность), отсутствие аккуратности (неряшливость, небрежность), плохая погода (ненастье). Не ветер нам поможет, а хорошие знания.

4. Итак, выдвигаемся в путь. И пока плывем, познакомимся с текстом о возникновении книг. Выразительно прочитайте его. Докажите, что это текст. Определите стиль и тип речи. Какими были первые книги? Как вы поняли выражение "от доски до доски"?

-Расскажите, что вы знаете об имени существительном. Запишем предложение: В давние времена над книгой работали переписчики, переплетчики и художники.
- Объясните орфограммы и пунктограммы.
- Выполните синтаксический разбор, морфемный и словообразовательный разбор существительного переплетчики. Один человек выполняет морфологический разбор существительного.

- Как выделить имя существительное из ряда других частей речи? (По вопросу, значению, морфологическим признакам)

- Что нового узнали о существительном в этом году? (разноскл. и нескл; сущ. общего рода)

- Какие орфографические правила были новыми? (суффиксы -чик/-щик) Найдите четвертое лишнее: грузчик, возчик, переводчик, стаканчик (последнее - лишнее, потому что суффикс уменьшительно-ласкательный, а суффиксы -чик\-щик пишутся в словах, обозначающих профессии людей)

- Какое еще правило написания уменьшительно-ласкательных суффиксов мы изучали? (-ек/-ик)

5. Объяснение нового материала

а) Рассмотрите известную вам схему "О-Е после шипящих"

(В корне слова: черный + исключения. В окончании: врачОм, плАчем. В суффиксе ?: дружОк, замочЕк)

- Выпишите из стихотворения слова с гласной после шипящей: 1в. в корне слова; 2в. - в окончании.

В желтой футболке играл я мячом,
С шорохом штангу задел я плечом.
Шов разорвался, залился я плачем,
Шепотом друга послал за врачом.

- Сформулируйте правило написания О-Е в суффиксах существительного.
- Сравните с формулировкой в учебнике.

6. Закрепление.

  • Выполнение упражнения из учебника с графическим объяснением орфограммы (Жучок, петушок, человечек, шапчонка, медвежонок и т.п.)

- Какое значение имеют суффиксы в этих словах? (уменьш-ласк, пренебрежит., указание на детеныша животного)

  • Выписать из текста слова на данную орфограмму и объяснить ее графически.

Он и весел, и незлобен,
Этот милый чудач..к.
С ним хозяин - мальчик Робин
И приятель Пятач..к.
В него на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник,
Медвеж..нок Винни-Пух.

7. Д\З: тест и мини-сочинение

8. Рефлексия