Азербайджанцы являются народом смешанного происхождения. Почти в равной степени их предками стали три отдельные друг от друга группы. Первой были кавказские албаны, космополитический союз горских племен эпохи античности и раннего средневековья. Второй – ираноязычное население Северо-Западной части Иранского нагорья. Предполагается, что это были преимущественно древние мидяне, ассимилированные персами в 6-7-м столетиях. Третьей – тюркские кланы разной племенной принадлежности, которые мигрировали сюда, как минимум, с 4-го века н.э. При этом, главенствующее влияние имела миграция тюрок-сельджуков в 11-м столетии и особенно, таких их потомков, как кызылбаши.
С течением времени местные жители были ассимилированы тюрками. Произошел так называемый лингвистический переход. Крупные массы населения стали говорить на тюркском языке и чувствовать себя тюрками. И такое случилось, как минимум, во второй раз за их историю, ведь в период раннего средневековья языком общения стал персидский.
При этом, генетические исследования показали, что азербайджанцы ближе к своим соседям по Южному Кавказу, нежели к представителям тюркских народов Средней Азии. Но, по сравнению с грузинами и армянами, у них имеется восточный генетический вклад. Он был привнесен примерно 25 поколений назад, что соответствует эпохе монгольской экспансии. То есть, все тюркские группы, которые вливались в их состав в более раннее время, по своему происхождению были местными.
При этом, среднеазиатские линии ДНК в среднем составляют 32 % у мужчин и 18 % у женщин. То есть, коренное население региона, которое исторически проживало именно здесь, перешло на тюркский язык в связи с длительным доминированием тюркской политической элиты.
Но гены – это не совсем раса. И расы у тех популяций, что поучаствовали в этногенезе азербайджанцев, могла быть (да и была) разная. К примеру, нам неплохо известно, как выглядели сельджуки. Сельджукское искусство показывает нам множество монголоидных лиц – по всей видимости, среди их элиты такой тип внешности считался предпочтительным.
Абуль-гази, хивинский хан 17-го столетия, являлся свидетелем того, как изменились туркмены после завоевания ими оседлой части Средней Азии. «…Их подбородок начал сужаться, глаза стали большими, лица стали маленькими, а носы увеличились через пять-шесть поколений…», - вот, что об этом он говорит.
Конечно, сельджуки и близкие им племена стали лишь одной из тюркских групп, которые оказали некоторое влияние – но далеко не господствующее. Но их было исключительно мало, и эти кочевники не смогли передать своим потомкам собственный тип внешности.
И нынешние азербайджанцы являются представителями не монголоидной, а каспийской малой расы. В качестве отдельной группы ее включают в состав европеоидной. Насчет более точной классификации есть некоторые разночтения. Одни ученые считают, что каспийский тип входит в состав средиземноморской расы, другие – что он принадлежит к индо-афганской.
К каспийской группе относятся азербайджанцы, как северные, так и южные, талыши, курды, таты, цахуры, белуджи и половина кумыков. По сравнению с остальными европеоидами, они отличаются более темными глазами и волосами, несколько смуглой кожей, сравнительно узким лицом, слегка выпуклым носом, телосложение более грацильное. Значительно развит волосяной покров.
Согласно сведениям археологии, каспийский тип является древнейшим или одним из древнейших расовых типов на всем Кавказе. Он устоялся здесь еще до наступления бронзового века, а в течение него – доминировал. Так, население Мингечевирского археологического комплекса 3-го тысячелетия до нашей эры имело характерную внешность каспийских представителей европеоидной расы.
Каспийцами были и жители более поздней Кавказской Албании, и первые жители горного Дагестана. Впрочем, последние позже смешались с населением кавкасионного типа.