Как только вы понимаете, что вам нужна веб-страница для бизнеса, встаёт вопрос: как создать сайт? Бежать изучать программирование и дизайн? Заказать у специалистов? Звучит хорошо, если вы готовы ждать и оплачивать их работу. Но если сайт нужен уже вчера и не хочется отрывать от сердца (и кошелька) 15-20 тысяч рублей, то вы открыли нужную статью.
Приступая к работе
Дано: создать сайт. Решить: кто, когда и за сколько.
Решение 1: заказать разработку сайта. Подходит, если у вас:
- Крупный бизнес, для которого деньги — не проблема.
- Достаточно времени, чтобы обсуждать дизайн сайта, а потом ждать его разработку и тестирование.
Решение 2: изучать вёрстку и дизайн самому. Оптимально, если вы неунывающий энтузиаст с кучей свободного времени.
Если такие варианты не подходят, поможет решение 3 — конструктор сайтов Craftum. Это сервис, где из готовых частей (блоков) можно создать красивый сайт быстро, дёшево и без помощи дизайнера или программиста. Просто добавляя свой контент.
Конструктор сайтов подойдёт вам, если:
- Бюджет на проект ограничен.
- Сайт нужен срочно.
- Вы работаете на себя или имеете небольшой бизнес.
- Вы хотите почувствовать себя творцом.
После того, как вы определились со способом создания сайта, пора перейти к пунктам нашего чек-листа. Он подскажет, как в 5 шагов сделать сайт за день и не о…балдеть.
Шаг 1. Логотип
Самое дорогое яблоко — надкусанное, ведь оно изображено на технике Apple. Это и есть логотип, он ассоциируется с брендом и повышает его узнаваемость. Однако, в случае с Apple, первым логотипом был не привычный фрукт, а сидящий под деревом Ньютон.
Иллюстрация не соответствовала духу компании и имела множество мелких деталей, которые было неудобно масштабировать. Поэтому год спустя логотип заменили на разноцветное яблоко. В 1998 году появился упрощённый чёрный логотип как часть модернизации компании. В 2023 году лого компании — надкушенное серое яблоко.
Цель логотипа — показать ценности бренда и запомниться. В логотипе Adidas — 3 полосы, похожие на гору, символизируют трудности спортсмена на пути к цели. В логотипе мороженого Baskin Robbins спрятаны розовые цифры 31 — столько сортов мороженого продаёт компания. Логотип зоопарка Питтсбурга показывает, каких животных там можно увидеть. Нашли льва и гориллу на картинке выше?
Заказать разработку логотипа можно у дизайнера. Или создать его бесплатно, например, с помощью сервисов:
Подбор картинки и шрифта в генераторах логотипов требует времени, но есть вариант проще.
Допустим, вы пока не определились с ценностями фирмы. Тогда выберите шрифт, напишите им название компании и сделайте эту надпись логотипом. А продуманный графический или комбинированный логотип можете создать позднее, по мере расширения бизнеса.
Шаг 2. Структура сайта и тексты
Чтобы понять, из каких разделов и блоков будет состоять ваш сайт, обратимся к самому простому способу. Подсмотрим за конкурентами и проведем краткий анализ.
Этапы исследования:
- Погуглите сайты по теме вашего бизнеса.
- Посмотрите 5–10 первых веб-страниц из результатов поиска.
- Отметьте, какие разделы есть на сайтах, какие плюсы и минусы.
- Выпишите данные в табличку.
Собранная информация поможет вам составить структуру своего сайта, а также повторить её на основе блоков конструктора.
Если не хотите «красть как художник», посмотрите шаблоны в конструкторах сайтов. Обычно они разделены на категории: кафе, ремонт, красота и др.
Вы выбираете готовый шаблон в нужной вам категории и просто добавляете свой текст и фото, не нужно продумывать структуру сайта. Подсказки помогут понять, что именно написать в каждом блоке.
От вас нужны только знания о ваших клиентах для того, чтобы говорить с ними на одном языке. Например, людям младшего поколения легче прорекламировать продукт яркой картинкой или анимацией, а старшее склонно доверять серьёзному рекламному контенту с доказанными фактами и результатами исследований.
Но бывает, что вы не знаете, кто ваш клиент. Для этого проводят исследования целевой аудитории (ЦА). Исследование ЦА — обширная тема, достойная отдельной статьи. Если сейчас ваши покупатели для вас — тёмный лес, то стоит посвятить время изучению ЦА. Это поможет понять, что указывать на сайте и на что обращать внимание.
Для начала покажем, как это работает в реальной жизни. Например, если покупатели приходят в магазин с собаками, можно добавить дружелюбную надпись:
А если большинство ваших клиентов — кошатники или аллергики, добавьте такую для остальных:
Посмотрите, кто покупает ваши товары или услуги: о чём они спорят на форумах с представителями фирмы, что упоминают в гневных отзывах и за что благодарят ваших конкурентов?
Отзывы о фломастерах помогли выделить 2 категории покупателей. Первая — портные, им важно сэкономить время и не подрисовывать линии. Вторая — родители, им ценнее отмыть мебель и стены после 5 минут тишины в детской.
Как использовать знания о ЦА на сайте?
Пример редизайна сайта Ленинградского зоопарка от Редакции Рыба. Люди часто приходят в зоопарк с детьми, поэтому на сайте разместили подзаголовок «Больше интересного для детей» и ответили на популярные вопросы.
В косметике фирмы «Soda» сайт, описание продукта и упаковка ориентированы на юную аудиторию.
Духи «Том Форд» по 15–20 000 ₽. за флакон представляют красивые мужчины и женщины, окружённые чёрным и золотым. Визуал и упаковка ориентированы на тех, кто хочет купить люксовый товар.
Шаг 3. Дизайн и референсы
Любите ли вы бирюзовый так, как ювелиры Тиффани? Цвет Pantone 1837 зарегистрирован компанией и используется на их упаковках.
В XIX в. глава фирмы выбирал цвет из-за популярности бирюзы у ювелиров. Цвет стал настолько привычным для покупателей, что первоапрельская шутка с жёлтой коробкой удивила пользователей. Зато другой ювелирный бренд, Avgvst, не растерялся и добавил пост с упаковкой цвета Tiffany blue.
Как выбрать цвет для сайта в XXI веке? Используйте ассоциации. Зелёный связан с деньгами и заботой об экологии, а чёрный — с роскошью. Однако это — не единственный верный путь, не ограничивайте себя этой традицией.
Можно использовать для сайта исследования о любимых цветах разных поколений. Жёлтый и зелёный для поколения Z (1997 – 2011 г. р.) и нейтральная гамма для бумеров (1946 – 1967 г. р.).
В конструкторах сайтов можно взять шаблон с готовой палитрой или изменить цвета по своему вкусу. Подобрать цветовую гамму можно на сайтах:
А если хотите вдохновиться новинками дизайна, помогут:
Шаг 4. Шрифты и изображения
Настало время шрифтов и фото. Шрифт задаёт настроение и атмосферу тексту. Оптимально — 1-2 шрифта, — для заголовков и основного текста. Но если не уверены, что шрифты хорошо сочетаются, используйте для страниц сайта один шрифт без засечек (Sans-Serif), т.к. его легко разобрать. Такой шрифт подойдёт и для удобного чтения длинного текста.
В списке наиболее понятных шрифтов такие, как Verdana и Roboto. А в заголовке при желании можно отразить характер компании.
Как? Снова ассоциации, ваша отрасль и аудитория. Подумайте, что вы хотите рассказать конкретным шрифтом. Для банка подойдёт строгий, а сайту аниматоров — более свободный, рисованный.
Интересные шрифты можно скачать в бесплатных библиотеках («+» отмечены сайты, которые поддерживают кириллицу):
Для поиска русских шрифтов наберите «russian», «cyrillic» или выберите русский из списка языков.
Ещё один элемент контента — изображения. Они должны быть в хорошем разрешении. Для товаров лучше использовать реальные фото, для всего остального есть готовые пакеты иконок и картинки.
Также можно использовать бесплатные фотостоки:
Нейросети также подойдут для создания картинок.
Шаг 5. Домен, хостинг, SSL
Когда все страницы готовы, пора подумать об имени сайта, его размещении в интернете и безопасности, то есть о домене, хостинге и SSL-сертификате.
Домен — адрес сайта в сети. Идеально подойдёт название фирмы (например, интернет-магазин «Озон» ozon.ru) или сфера деятельности (как сайт группы дайвинг-компаний «Акванавт» diving.ru). Проверить, свободно ли желаемое название, поможет сервис WHOIS.
Чтобы сайт стал доступен в интернете по выбранному адресу, а пользоваться им было безопасно, нужно арендовать хостинг и установить SSL-сертификат. Хостинг — услуга по размещению сайта на сервере с круглосуточным доступом к сети.
А SSL-сертификат нужен для защиты данных пользователей от кражи. При этом справа в адресной строке появляется «замок», а если сертификата нет, поисковики и антивирус будут ругаться на незащищённый сайт и предупредят о небезопасности перехода.
Вы можете купить домен, SSL и арендовать место на сервере по отдельности, если верстаете и делаете дизайн сайта сами или заказали его у программистов. Или получить эти функции сразу и не беспокоиться о них, если выбрали конструктор сайтов.
Вывод
Для крупного несрочного проекта с большим бюджетом лучше нанять команду разработчиков и дизайнеров. Для всего остального есть Craftum, за 2022 год на платформе опубликовано более 12 000 сайтов.
Попробуйте, даже если вы раньше никогда не делали сайт. Мы будем рядом: обращайтесь в поддержку 24/7 и вступайте в наше комьюнити в Telegram, где и специалисты на связи, и пользователи помогают друг другу.
Первые 10 дней использования сервиса бесплатно, без привязки карты. Переходите на сайт Craftum.com сейчас и уже завтра пользуйтесь своим сайтом.