Найти в Дзене

Как бурят скважины. Часть 3.

В прошлой части я писал про роторное бурение. Это механическое вращательное бурение, в котором для вращения колонны труб используют специальное устройство - ротор.

Роторное бурение пытались усовершенствовать и в 1982 году американская фима Varco International (ныне National Oilwell Varco) представила принципиально новое устройство для бурения скважин, которое называлось системой верхнего привода (СВП).

-2

Самой главной особенностью было совмещение в одном устройстве двух компонентов - вертлюга и ротора. Если при классическом роторном бурении вертлюг присоединен к крюкоблоку, ротор находится на роторном столе и вращает всю ведущую трубу, то при СВП они совмещены в один механизм и движутся вверх-вниз по специальным металлическим балкам - траверсам.

Вращение колонны труб теперь происходит с помощью либо с помощью электродвигателя, либо гидравлического двигателя. При этом необходимость наличия ведущей трубы пропала. Просто бери попарно скрученные трубы (свечи), скручивай и бури.

При этом элеватор, который раньше заводили и закрывали вручную, движется на штропах автоматически. Все это позволило облегчить спуско-подъемные операции и ускорить бурение.

Но какой бы не использовался способ бурения, роторный или с помощью СВП, в нем крайне затруднено наклонно-направленных и горизонтальных скважин.

-3

Поэтому при бурении наклонных и горизонтальных участков используют совершенно иной способ бурения - с помощью гидравлических забойных двигателей.

-4

Название тут говорит само за себя. Если при роторном бурении или использовании СВП крутящий момент колонне передается на устье скважины, тот при забойном бурении никаких подвижных механических частей на поверхности нет. Двигатель находится в самом низу колонны труб и спускается ниже по мере увеличения их количества. В работу он приводится потоком бурового раствора, который подается по трубам от мощных насосов (поэтому и гидравлический).

Сам двигатель может иметь разную конструкцию, но чаще всего используется либо турбинный (турбобур), либо винтовой (ВЗД). Примечательно, что пионерами в их разработке были именно наши, советские конструкторы и настолько ушли вперед в их разработке, что американцы, чтобы нагнать советских нефтяников, закупили лицензию на них. Подробнее про их устройство и принцип работы я напишу в следующей части. Подписывайтесь, будет инетересно