Найти тему

Босх. Загадочный художник с практически неизвестной биографией.

Иероним Босх родился в городе Хертогенбосе примерно в 1450 году. 

Настоящее имя Босха - Иеронимус ван Акен, но подписывал он свои картины (а подписывал он их крайне редко) псевдонимом, под которым и прославился. Псевдоним «Босх» скорее всего произошел от сокращенного названия родного города художника и появился не случайно; по всей видимости Босх не хотел, чтобы его путали с другими членами семьи, представлявшей собой художническую династию. Известно, что художниками были прадед Босха по имени Томас и его брат Иоганн,дед Босха, Ян,а также четверо его сыновей, среди них и отец Босха, Антоний ван Акен. Работы родственников Босха,к сожалению, до нас не дошли. 

О жизни Босха практически ничего не известно. Не осталось ни писем, ни записей художника. Ни одна картина Босха не датирована. В основном этапы жизни художника можно проследить по документам,сохранившимся в городском архиве Хертогенбоса. 

Самый ранний из сохранившихся документов относится к 1474 году. В нем Босх упоминается в одном ряду со своей сестрой и двумя братьями. Художником Босх впервые назван в документе 1480-го года. Приблизительно в то же время Босх женился. На основе этих документов была вычислена примерная дата его рождения - 1450 год. Косвенным подтверждением этому является сделанный пером портрет, считающийся копией утраченного автопортрета художника.

Копия автопортрета Босха.
Копия автопортрета Босха.

На рисунке изображен пожилой мужчина лет 60-ти. Искусствоведы сделали вывод, что автопортрет мог быть создан незадолго до смерти Босха, наступившей в 1516 году. Если это так, то с высчитанной датой рождения не ошиблись.

Женой Босха стала Алейт Гойартс ван дер Меервенне . Она происходила из очень состоятельной семьи и была намного старше своего мужа. Благодаря богатству жены,Босх не был стеснен в средствах. Из сохранившихся документов ясно,что в  начале XVI века Босх числился среди богатейших жителей Хертогенбоса. Так что занимался живописью он исключительно в свое удовольствие, а не ради заработка. 

Этот фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений» принято считать автопортретом Босха.
Этот фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений» принято считать автопортретом Босха.

Некоторые подробности жизни Босха также раскрывают записи, сохранившиеся в Братстве Богородицы, крупнейшей религиозной организации Хертогенбоса того времени.

Братство было создано в  1318 году и существует поныне. При жизни Босха Братство играло важную роль в городе. В списках членов Братства имя Босха впервые появляется в 1486 году. До самой смерти художник активно участвовал в делах религиозного сообщества. Босх, кстати, был единственным художником среди почетных членов Братства за всю его историю. Он выполнил несколько работ по заказу Братства - в том числе и большой алтарный образ для собора святого Иоанна. Ни одна из этих работ не сохранилась.

Босх был популярным художником своего времени.  Очень любил Босха Филипп Красивый, герцог Бургундский, будущий испанского король Филипп І. В 1504 году Филипп письменно предложил «Иеронимусу ван Акену, прозывающемуся Босхом» (это,кстати , первая документальная фиксация псевдонима художника) написать большой алтарный образ - триптих «Страшный суд» с боковыми панелями, изображающими Рай и Ад. От  этой работы до нас дошел лишь деформированный фрагмент (он хранится сейчас в мюнхенской Старой пинакотеке).

Фрагмент триптиха Босха «Страшный суд» с изображением Ада.
Фрагмент триптиха Босха «Страшный суд» с изображением Ада.

Некоторые исследователи считают, что уменьшенная копия именно этого алтарного образа, сделанная рукой самого Босха, представлена в собрании венской Академии изобразительных искусств.

Про нее можно прочитать здесь :

Также заказчиками Босха была Изабелла Кастильская (королева Испании и тещу Филиппа) и  Маргарита Австрийская (сестра Филиппа и регентша Нидерландов). Согласно описи у королевы Изабеллы было три картины Босха. Одна его картина находилась в коллекции Маргариты. 

Босх был известен как на родине, так и за рубежом. Считается,что художник никогда не выезжал из своего родного города. Однако,есть и другая версия. Основываясь  на том, что имя Босха на четыре года исчезает из хертогенбосских документов, есть мнение,что в это время художник находился в Италии. Косвенным подтверждением этой теории считается написанное Босхом «Распятие святой Юлии».

Распятие святой Юлии
Распятие святой Юлии

Культ этот святой характерен как раз для Италии. ( Хотя художник вполне мог создать эту работу по заказу находившихся в Голландии итальянских купцов). В 1995 году вышла книга Линды Харрис «Тайная ересь Иеронима Босха» ( надо сказать,книг про Босха написано очень много. В них кто во что горазд фантазируют о жизни Босха, и что ему только не приписывают). Харрис пишет, что на знаменитой картине Джорджоне «Три философа» изображены Босх ( в центре), Леонардо и сам Джорджоне. Если верить этой теории,то вполне возможно ,что Босх был в Венеции.

«Три философа» Джорджоне
«Три философа» Джорджоне

Последние годы  жизни Босх провел в Хертогенбосе, работая для  Братства Богородицы. Известно, что в 1511-12 годах художник создал для Братства Распятие, а в 1512-13 годах - медные паникадила. Умер он незадолго до 9 августа 1516 года, поскольку именно на этот день члены Братства заказали заупокойную мессу по художнику в соборе святого Иоанна.

-6

Журнал «Художественная галерея.Босх» номер 33, издательство «DeAGOSTINI» , 2005 год.