Найти в Дзене
Мы вам перезвоним

Синдром самозванца и как с ним работать?

Оглавление

История знает немало самозванцев. Среди них царевич Лжедмитрий и даже Илья Муромец, который выдавал себя за сына царя Федора Ивановича, Петра. Все они выдавали себя за тех, кем не являлись на самом деле. Оказалось, что слово «самозванец» настолько точно отражает то, что многие испытывают в профессиональной сфере, что этот феномен обрел название — «синдром самозванца» Об этом наша статья.

Что такое «синдром самозванца»? 

Впервые в 1978 году об этом феномене заговорили психотерапевты П. Кламс и С. Аймс.

В своей статье они рассматривали психологическое состояние успешных деловых женщин, которые сомневались в своих интеллектуальных способностях. Эти женщины сомневались в своих способностях настолько сильно, что даже не верили тем, кто сообщал, что интеллектуально одарены. На этот они просто отвечали, что им удалось ввести окружающих в заблуждение. С тех пор, «синдром самозванца» исследовали не раз. Оказалось, что данный феномен характерен не только женщинам, но и мужчинам. 

Кто подвержен «недугу»? 

Вопреки расхожему мнению о том, что от «синдрома самозванца» страдают только неопытные сотрудники, тем не менее, недостаток веры в собственную компетентность испытывают даже руководители, в том числе управленцы высшего звена. Самые ответственные сотрудники, испытывающие на себе негативные чувства, связанные с этим феноменом, могут стремиться пополнять пробелы в знаниях. Но обычно «синдром» приводит к потере мотивации и убивает веру в собственные силы. Все это негативно отражается на прибыли компании. 

Корни «синдрома самозванца»

Данный феномен формируется не за один день. Этому состоянию всегда предшествует прошлый опыт, который заставляет человека сомневаться в своих силах, неадекватно оценивать свои компетенции и убеждает человека в том, что причина его успеха кроется в везении, а не в собственных способностях и усилиях.  

Виды «самозванцев»:

  • перфекционисты. Любая «неидеальность» в проделанной работе заставляет чувствовать неудачу;

  • работники, которые привыкли, что им все дается легко. А если решение задачи требует больше времени или сил, то это заставляет сомневаться их в своей компетенции;

  • работники, которые сильно верят во «внешние силы». Им трудно установить причинно-следственную связь касательно своего успеха и приложенного труда. От них можно часто услышать: «мне просто повезло», «удача действительно была на моей стороне» и т.д;

  • те, кто думают, что их работу может сделать каждый. Их любимые фразы: «это так просто, с этим заданием справиться даже ребенок», «пустяковое дело, а я беру за это деньги».

Как руководителю бороться с синдромом самозванца у себя и у подчиненных?

1. Брать ответственность за подчинённых.

2. Выявление негативных установок и когнитивных искажений у подчиненных, поможет руководителю больше понимать природу этого феномена и тем самым постепенно избавляться от него.

3. Создать поддерживающую среду.

4. Если в коллективе принято резко критиковать новые идеи и обесценивать вложения в общее дело, будет тяжело избавиться от неблагоприятных умонастроений.

5. Работать с чувством вины у подчинённых.

6. Сотрудники могут бояться признать свои ошибки или что еще хуже, доложить о них руководству. Чувство вины только усугубляет «синдром самозванца».

7. Поощрять. Работники, испытывающие описанные чувства, больше остальных нуждаются в положительных стимулах со стороны. В этом случае, поощрение (не обязательно материальное) поможет чувствовать себя увереннее и работать с большим энтузиазмом. 

8. Давать обратную связь. Адекватная обратная связь поможет подчиненному лучше работать и он будет стараться не допускать ошибки в будущем. 

«Синдром самозванца» на первый взгляд может показаться милой особенностью сотрудника, но это не так. При выполнении своей работы такой сотрудник не сможет работать с полной отдачей, будет подходить к выполнению заданий «спустя рукава», а его производительность будет минимальной.