Издательство «Альпина.Проза» совместно с проектом «Полка» выпустило первые 10 томов новой серии классики — «Главные книги русской литературы». Они уже в продаже. На фестивале «Белый июнь» продюсеры «Альпина.Проза» Ольга Лишина и Анастасия Шевченко рассказали, зачем взрослым перечитывать классику и как увлечь ею современных подростков. Публикуем тезисы их выступления.
Зачем нам еще одно издание классики
В любом книжном магазине вы увидите примерно двенадцать изданий «Героя нашего времени» Михаила Лермонтова, два-три — «Двенадцати стульев» и тома Достоевского в невероятных количествах. Почему «Альпина. Проза» и проект «Полка» выпустили новую серию классики?
Эксперты проекта «Полка» — филологи, литературоведы, преподаватели — собрали списки главных книг русской литературы, которые вошли в наш культурный код, исследовали их и ответили на самые разные вопросы об этих произведениях. Даже на те, которые могут показаться глупыми или странными. Кстати, статьи «Полки» можно прочесть в четырех томах от «Альпины нон-фикшн».
Новый проект — это библиотека главных книг русской литературы, каждая из которых издается с предисловием от эксперта проекта «Полка». У книг подарочный формат — красивая тканевая обложка, искусно подобранные иллюстрации и качественная полиграфия. Эти тома украсят любую домашнюю библиотеку (если у вас ее нет, то самое время собрать).
Первые 10 томов серии уже появились в продаже, еще 10 — доступны для предзаказа.
Почему важно прочесть предисловия «Полки»
Если Обломов все время лежит на диване, то на что он живет? Почему Анна Каренина не развелась с мужем? И почему «Герой нашего времени» — Печорин, а не Максим Максимыч? Даже если мы, взрослые, любим классику и перечитываем ее раз в 5–10 лет, то вполне можем не знать ответов на эти вопросы. Мы ведь не представляем, каким был быт той эпохи, брачное законодательство, экономика и многое другое.
Например, Обломов: после предисловия «Полки» становится ясно, что он не просто прокрастинирует на диване, он мечтает, думает, строит планы. Но, кроме того, эксперт объясняет, что происходило в литературе, когда книга вышла, как ее принимали современники, как текст встраивался в литературный процесс. Например, Ивану Гончарову казалось, что у него крадут сюжеты, особенно Тургенев. И, разобравшись во всем этом, читаешь роман совсем другими глазами.
Константин Тихомиров. Иллюстрация к роману «Обломов»
Как разрешить себе Толстого и Достоевского
Если устроить среди взрослых закрытый опрос о том, что происходило в «Войне и мире» кроме войны с Наполеоном и первого бала Наташи, то немногие вспомнят. Даже если прочли в старших классах все четыре тома, время идет, да и не у всех и не всегда в подростковом возрасте была возможность прочесть все произведения программы с нужным вниманием и вовлеченностью.
К тому же, когда мы читаем одну и ту же книгу в 14 лет, а потом в 24 и 44 года — это разные произведения. И кажется, мы наконец-то можем себе позволить сесть и спокойно прочитать классические произведения.
Важно разрешить себе взяться за классику. Часто кажется, что мы не успеваем прочесть все современные книги. Столько нового выходит каждый месяц! Ну когда я буду читать «Дворянское гнездо» Тургенева? Что у меня может быть общего с этими героями?
Но не спешите. Точки соприкосновения найдутся. И так бывает с персонажами разных текстов, неважно, в какую эпоху они жили. Возможно, вы станете за них переживать, размышлять о мотивах их поступков и по-настоящему увлечетесь сюжетом. И пока вы не знаете, какие книги вас еще поразят. Кажется логичным перечитывать во взрослом возрасте «Анну Каренину» и «Воскресение» Льва Толстого. Но попробуйте открыть «Детство». Какое понимание эмоций ребенка! Потрясающе передано то, как ребенок разочарован в старшем товарище после издевательств над более слабым. Как тонко и точно показан маленький человек. Возможно, в школе это было совсем не так интересно, как сейчас.
Орест Верейский. Иллюстрация к роману «Анна Каренина». 1975 год
…и бросить мостик от классики — подросткам
Большинство классических произведений — в школьной программе. Серию «Главные книги русской литературы» можно читать вместе с подростком, обсуждать с ним то, что узнаете из предисловия от экспертов «Полки» — не только обстоятельного и информативного, но по-настоящему увлекательного. Возможно, эти факты заинтересуют ребенка и он сам захочет прочесть книгу.
Не стоит думать, что классика устарела и потеряла актуальность для молодежи. Ольга Лишина вспоминает, как Оля Гульчак, участница крупного юмористического телешоу, проводила мастер-класс по стендапу. Послушать ее пришли совсем юные ребята. Девушка рассказывала о шутках и советовала всем прочитать «Двенадцать стульев». Прочла цитату из книги — в зале смеялись! По лицам подростков было видно: «Действительно смешно, не врет!»
К тому же классика во многом заложена в культурный код. Без него невозможно понять отсылки в современных фильмах и книгах, шутки тех же стендаперов, фразы, которыми перебрасываются люди вокруг.
А если говорить не о содержании, а о форме, признаем, что современные дети избалованы качественной полиграфией. Старые издания из собраний сочинений классиков им частенько не подходят: слишком маленький кегль, хрупкие страницы. Серия «Главные книги русской литературы» соответствует требованиям СанПИН. Это значит, что глаза не устают от чтения, бумага не выцветает, а сшитый блок не рассыпается.
Книги серии могут стать хорошим началом и сердцем домашней библиотеки. Очень красивое оформление и тканевая обложка — приятно взять в руки, приятно поставить на полку, а еще приятнее разрешить самому себе в дождливый выходной неторопливо читать Гоголя или Булгакова.