Пять лет назад студентка Ольга Акопян оказалась в машине, водитель которой не справился с управлением на скользкой дороге. Автомобиль влетел в столб, и в результате удара девушка потеряла много крови, получила переломы ребер, нескольких позвонков, повреждения внутренних органов и тяжелый ушиб мозга. Почти месяц врачи боролись за её жизнь в отделении реанимации. Когда состояние стабилизировалось, Ольгу перевели в отделение интенсивной терапии, постепенно она пришла в полное сознание, вернулись необходимые физические функции. Тем не менее прогнозы медиков были пессимистичными и ей предлагали только паллиативный уход.
Родственники обратились за помощью в благотворительный фонд “Фонд Против ДТП”. Организации удалось собрать необходимые средства и оплатить курсы реабилитации в клинике МЧС имени Никифорова. И сегодня Ольга Акопян полностью вернулась к привычной жизни: окончила вуз, учёбу в котором была вынуждена прервать, устроилась на работу, играет на музыкальных инструментах. Так важно, чтобы в нужную минуту рядом оказались те, кто верят, что не всё потеряно, и готовы поддержать и словом, и делом.
Фонд Против ДТП был основан в 2017 году предпринимателем Александром Богатиковым в память о младшем брате, погибшем в дорожной аварии.
Статистика на дорогах
В последние годы, по информации фонда, аналитики наблюдали положительную динамику: небольшое, но стабильное снижение количества дорожно-транспортных аварий. Однако с февраля этого года негативные показатели вновь стали расти. За первую половину 2023 года в России произошло 54 928 ДТП, это в среднем 300 аварий за один день. А количество пострадавших превышает количество происшествий — 69 315 человек.
В результате ДТП в 60% случаев люди в них попавшие получают травмы головы, что приводит к последствиям разной степени тяжести. Также распространены серьезные повреждения позвоночника. Еще одна особенность травм, полученных на дорогах, — комплексность: повреждения взаимосвязаны друг с другом.
Как говорят в фонде, очень важно успеть оказать помощь травмированному человеку в первый год после случившегося. Если пострадавшего поддержать в рамках ранней реабилитации, шанс, что человек с черепно-мозговой или спинальной травмой сможет вернуться к прежней жизни, намного выше.
К сожалению, риск оказаться в ДТП есть абсолютно у каждого. И как бы странно это ни звучало, выше он у тех, кто увереннее всех чувствует себя за рулем. Так, по официальной статистике, за 2023 год виновниками 80% аварий стали мужчины, многие из них с внушительным стажем вождения. Также цифры говорят, что чаще возраст виновников – 30-40 лет.
Мифы о ДТП
Главный миф, с которым стараются бороться в Фонде Против ДТП, что виновнику аварии, тому, кто был за рулём, не нужно помогать. Раз виноват, значит, по заслугам. Это не так! Причиной аварии может служить множество факторов, и не все они зависят от человека за рулём: поломка автомобиля, выбежавшие внезапно на дорогу животные или дети, потенциально опасные места, не отмеченные знаками. Поддержка и помощь в восстановлении, опора для первого шага нужны каждому вне зависимости от ситуации, произошедшей на дороге.
Также расхожее мнение, которое не соответствует действительности, главная причина всех ДТП — алкоголь. Алкогольное опьянение не является лидером в этом списке. В подавляющем большинстве случаев аварии происходят из-за намеренного или случайного нарушения правил дорожного движения. Как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. Это основная причина аварий. Следом идут нетрезвое состояние водителя, общение за рулём и неисправность автомобиля.
Машина может подвести человека не только во время поломки, кстати, но и “расслабив” водителя своими продвинутыми техническими характеристиками. Многие считают, чем «умнее» автомобиль, тем сохраннее водитель. На самом деле введение той же ABS не снизило количество аварий. В большинстве случаев чем безопаснее автомобиль, тем беспечнее водитель. Поэтому важно не забывать про внимание и концентрацию, находясь на дороге.
И ещё один вредоносный миф про вождение: ремень безопасности мешает. Множеством исследований доказано, что не пристегнутые ремнем пассажиры не только увеличивают риск летального исхода для себя, но и повышают опасность для других. Например, если пассажир сзади не пристегнут, то вероятность смерти в результате ДТП для сидящих впереди возрастает в 8 раз.
Как каждый из нас может снизить риск совершения ДТП
Несмотря на то, что всегда существует вероятность оказаться участником аварии не по своей вине, сотрудники фонда, каждый день помогающие пострадавшим, говорят о важности следования простым и понятным рекомендациям:
- Регулярно освежать в памяти правила дорожного движения.
- Соблюдать их, даже когда кажется, что они избыточны.
- Рассказывать детям о важности правил дорожного движения, основные из которых:
- не переходить на красный свет,
- всегда пристегиваться в машине,
- смотреть по сторонам, когда переходишь дорогу,
- носить световозвращающие элементы,
- дорогу переходить по зебре,
- не пересекать проезжую часть на велосипеде и самокате,
- не пользоваться на переходе телефоном, наушниками, снимать капюшон и темные очки для лучшего обзора.
- Взрослым собственным примером показывать неуклонность соблюдения ПДД.
А ещё можно стать единомышленником и амбассадором фонда, чтобы поддерживать людей, пострадавших в ДТП. Благотворительной организации важно не только финансовое участие, но и помощь в распространении информации о своих инициативах. Подпишитесь на соцсети, комментируйте, делайте репосты – вам может показаться это мелочью, на самом деле это огромный вклад.
Кому и как помогает Фонд Против ДТП
Всем гражданам России, попавшим в ДТП и обратившимся за поддержкой, вне зависимости от возраста и региона проживания. Помощь могут оказать в нескольких направлениях:
— Содействие в получении реабилитации и медицинского оборудования пострадавшими в ДТП
В фонде стараются помочь каждому, кто в результате автокатастрофы столкнулся с трудностями в получении нужного объема реабилитационной помощи и нуждается в необходимом медицинском оборудовании. Для этого наладили контакты с ведущими реабилитационными центрами России, производителями и поставщиками медицинского оборудования.
— Оказание правовой и психологической помощи
Каждый, кто получает тяжелые травмы в ДТП, нуждается в профессиональной правовой защите и, конечно, психологической поддержке, ведь часто успех реабилитации зависит от соответствующего настроя.
— Сбор денежных средств на реабилитацию и медицинское оборудование для пострадавших в ДТП
На сайте фонда всегда можно найти информацию, кому и на какое лечение собираются деньги. Будьте уверены, что разовое или ежемесячное пожертвование, оформленное на любую сумму, направлены тем, кто в них нуждается больше всего. Также помочь финансово можно во время покупок на Ozon, купив сертификат фонда.
Фонд старается бороться не только с последствиями ДТП, но и с их причинами. Команда благотворительной организации работает с законодательными и исполнительными органами власти – от вопросов увеличения финансирования реабилитации пострадавших до инициатив, направленных на снижение числа транспортных происшествий и пострадавших в них людей. А также самостоятельно или с привлечением властей и волонтеров фонд проводит просветительские мероприятия, направленные на улучшение знаний ПДД и предотвращение дорожно-транспортных происшествий.
Что делать, когда случилось ДТП
Машина скорой помощи – операционная – реанимация – реабилитационный центр (в зависимости от травмы и региона проживания). Обычно так выглядит путь человека, который попал в ДТП. Также на разных этапах могут проводиться дополнительные операции.
Если с вашим близким произошло такое несчастье, на любой из стадий этого пути можно обратиться в фонд. Сотрудники помогут сориентироваться в происходящем, разработать индивидуальную траекторию восстановления и подобрать подходящий реабилитационный центр, чтобы к моменту выписки не терять крайне ценное время.
Чтобы фонд оказал помощь, необходимо собрать определенный пакет документов. Но, как говорят представители НКО, их правила достаточно гибкие, они помогают даже в тех случаях, когда, по мнению врачей, нет перспектив на восстановление. Стараются дать шанс всем, и иногда случаются удивительные истории, когда человека удается вернуть к прежней жизни, несмотря на неутешительные прогнозы. Как было с Ольгой, о которой рассказали в самом начале. Или с Сергеем Ильиным, который был за рулём машины, остановившейся на красный сигнал светофора на перекрестке. Внезапно в его автомобиль на полной скорости без торможения врезался груженый автовоз. Удар от столкновения с “фурой” был настолько силён, что легковой автомобиль выбросило в противоположный кювет через встречную полосу. Состояние Сергея было критическим: тяжёлая закрытая черепно-мозговая травма, перелом позвонка с компрессией спинного мозга. Через полтора месяца его перевели в реабилитационный центр «Три сестры». Спустя несколько лет и цикла курсов реабилитации, он полностью восстановил здоровье, воспитывает сына, работает и занимается спортом.