Хороший вопрос. Давайте так, зайду немного с другой стороны.
В первую очередь — это возможность показать людям, как правильно выбирать и сочетать сигары, и на что стоит обращать внимание. Главная цель — проинформировать человека в процессе, пусть даже самого опытного, потому что есть лайфхаки, которые порой неизвестны даже самому опытному курильщику.
Это интересная история. Для меня это хобби, которое стало профессией. Это произошло уже почти четверть века назад. Я читал всякую немецкую, американскую литературу. И когда я вернулся в Россию, тут всё только начиналось.
Поэтому мои знания и умения стали востребованы в силу того, что тогда о сигарах никто не мог рассказать вообще ничего. Я был одним из первых, кто этим занимался.
Не было даже такого понятия, как фумелье, тогда мы были просто продвинутые афисионадо и любители сигар. И я был первым, кто транслировал эту информацию вовне.
Ха, очень хорошо помню. Это был, сейчас прозвучит страшно… 1977 год. Мне было 6 лет. Моему отцу подарили Romeo #3 в тубе. А так как он не курил сигары, подарок и подарок, валялся несколько лет.
Ну и мы с моим дворовым товарищем стащили её и затянулись. Понятное дело, что это была условно первая сигара. А так первая сигара с чувством, с толком, с расстановкой — 94-95 год.
Для того чтобы стать профессионалом в этой области, нужно работать в рознице или клубе и интересоваться сигарами. Стать профессионалом, не испытывая определенного интереса к сигарам как продукту, невозможно.
Навыки также включают технические моменты, такие как обрезка и поджигание. Я всегда советую всем, кто хочет разобраться в сигарах, выкурить минимум 100 разных видов. Это даст минимальное понимание, так как сигара меняет свой вкус и аромат в процессе курения.
В начале она имеет одни характеристики, в середине — другие, а в конце — третьи. И зная эти нюансы, можно подобрать подходящее сопровождение для каждого этапа, чтобы сигара раскрылась в полной мере.
Сигары курят люди, которые не курят ничего другого. Сигарным дымом не затягиваются, а курят в полости рта и выпускают для наслаждения вкусом, а не для насыщения никотином. Это существенная разница, которую не все понимают.
Я прокубинец по своему внутреннему настрою. Из 10 выкуренных мною сигар, 9 — кубинские. Но это не значит, что я не курю другие сигары.
Касательно обзоров, я постоянно читаю и слежу за новостями. Читаю известные иностранные источники, а также сам делаю обзоры и описания.
С 2014 года в России нет сигарных журналов из-за закона о рекламе, который запрещает табак и алкоголь в медиапространстве. Ранее были три хороших сигарных журнала: CigarClan, Each Romano и Smoke. Они делали качественный контент и были глянцевыми изданиями, но сегодня они прекратили свое существование из-за ограничений на продвижение.
Сейчас вся информация о сигарах в основном доступна через интернет и социальные сети.
Когда рекомендуешь что-то кому-то, важно учитывать их индивидуальные вкусы и предпочтения. Не стоит спорить о вкусах, ведь они субъективны.
При выборе сигары также важно учитывать стаж и опыт курильщика, а также для кого предназначается сигара — мужчина, женщина, возраст и время суток. Это поможет подобрать наилучший вариант.
У меня есть целый семинар для профессиональных сомелье, в котором я как раз разжевываю все эти моменты. Я обычно рассказываю о правиле весов.
Правило весов — это когда на одной чаше весов вкус и послевкусие, которое оставляет сигара, а на второй — вкус и послевкусие, которое оставляет напиток. Причем это может быть не обязательно напиток, сигара сочетается с огромным количеством продуктов.
Есть маркетинговая история, например, формула «трёх С»: кофе, сигара, коньяк. Её придумали французские маркетологи, чтобы продавать свой продукт.
На самом деле всегда возникает у людей вопрос: что есть сигара, вот я люблю курить сигару, и я люблю какой-то там виски. Ну и соответственно, человек по своему внутреннему убеждению берёт какую-то сигару и к сигаре какой-то виски. И считает, что у него прям всё идеально, и жизнь удалась.
На самом деле вот для таких людей я провожу гедонистические семинары-дегустации, когда к одной и той же сигаре я подбираю по 5-6 разных продуктов, и жду, когда у человека во рту наступает вау-эффект (павлиний хвост) вкусов и ароматов, потому что сигара меняется.
Если ты куришь лёгкую сигару, и на вторую часть весов ты положил виски, то хоп, и он забил её вкус. Ты чувствуешь виски, но ты не чувствуешь сигару, ты делаешь затяжку, но ты вкуса сигары не чувствуешь, ты видишь дым, а вкуса нет, во рту вкус виски. Виски её, как бы, забил.
То есть задача сомелье и специалиста — подобрать эти напитки так, чтобы весы колебались где-то в одной плоскости, даря новые оттенки вкусов.
Таких историй, на самом деле, масса. Есть мировой чемпионат по медленному курению сигар, в котором участвует более 3000 человек со всего мира.
Однажды мои знакомые немцы на одном из фестивалей в 2013 году решили устроить в противовес медленному курению — быстрое. И вот при мне крупный бёргер весом 150 кг победил в этом конкурсе, но его увезли на скорой.
Ну и запоминающимися бывают истории с необычными сигарами. Есть серийно выпускаемая сигара у гондурасцев фирмы Congrats indio, сигара называется Chief. В длину она 50 см. Мы такую сигарку выкурили на пикнике, по-моему, нам хватило её на 8 часов, и мы так её и не докурили. Получилась настоящая «пати сигара».
Эта книга относится к так называемому разряду специальной литературы. В первую очередь, эта книга была адресована людям, которые смотрят на сигару не только как на продукт, а смотрят на сигару как на инвестицию.
Кубинские сигары единственные из всех сигар, которые могут при правильном способе хранения улучшаться, стареть и, подобно винам, приобретать новые оттенки вкуса в процессе выдержки. Поэтому кубинские сигары являются предметом коллекционирования и серьезных инвестиций.
Ну, условно, можно купить на старте какой-то релиз, который только что появился в продаже, и стоит на выходе 1000 долларов, а уже через 3-4 года это уже и 5000 и 6000 и 20 000 тыс. долларов.
Поэтому люди, которые хотят заниматься этими инвестициями, либо просто для себя, время от времени выводя это в кэш, получая хорошие годовые, вот для этого необходим определённый набор знаний, умений и навыков.
Вот для этого и нужна моя книга. То есть книга для профессиональных сигарных спекулянтов. Учебник, инструкция о том, как на этом можно заработать.
Ну не за два миллиона, 2 миллиона — это общая сумма за 5 лотов. Самый дорогой ушёл за 780 000 рублей.
Это сигары, которые на самом старте своих продаж уже являются раритетом. Во-первых, это маленький выпуск, во-вторых, особые табаки, в-третьих, это очень маленький объём.
Это релизы, которые человек купил сегодня за 780 000 и на следующий день у него готовы забрать уже за 1,5 млн.
У сигар нет такой разницы, как, допустим, в мире алкоголя. Условно, есть бутылка вина, которая на полке стоит 500-600 рублей, а есть бутылка, которая стоит 5000-6000 рублей. И ты понимаешь, ориентируясь на цену, что ждать от вина подороже стоит большего.
У сигар такого нет. Самые вкусные сигары находятся в диапазоне от 1500 до 2500 тысяч рублей. А как выбрать? Ну, это надо курить, потому что сигара каждому своя. Так же, как нельзя сказать, какая девушка лучше, кому-то нравятся блондинки, а кому-то брюнетки. Всё очень индивидуально. Как я говорил ранее, нужно выкурить штук 100, чтобы понять, что тебе нравится.
Все, кто начинают курить сигары, становятся, как я их называю, сигарными радикалами. Вот до чего руки дотянулись, они пробуют всё. А уже потом предпочтения сужаются до 3-5 сигар.
За последние 500 лет в сигарах не появилось ничего нового, вообще. Появилось новое только в эконом-сегменте, когда табаки начали инфузировать и соусировать, но это в основном касается только масс-маркета. Это делается для стандартизации вкуса сигар. По ним не поймешь, какого они вкуса, они просто как табак.
Единственное изменение — сигары сейчас не продукт первой необходимости, сигары сейчас как некое излишество, и практика очень простая: чем хуже экономическая ситуация в стране, тем хуже продажи сигар. В наше время и не поймешь, что произойдет.
Но в общем и целом, растет качество потребителя, появляются новые сигарные клубы, новая сигарная розница, то есть качественно совершенно новая глава.
А вот касательно технологий производства никаких изменений, все как и 500 лет назад. Вот как делают сыр, хороший Швейцарский сыр. Его технология никогда не меняется, тут ничего нового не придумаешь.
Клубы — это не помещения с вывеской «клуб». Клубы — это сообщество единомышленников.
В России клубов 2 десятка, то есть в каждом городе свыше 500 тысяч населения есть свой сигарный клуб. Клубы очень активные, они создают и генерируют собственный контент, свои фестивали.
Сейчас было очень крупное событие в Суздали — SUZDALBLUES. Изначально это был байкерский фестиваль, но так как организатором выступил Максим Привезенцев, владелец сигарного бренда Total Flame, он несколько лет назад создал шатёр для людей, чтобы покурить сигары. Люди сразу в это вписались и в этом году там было около 50 человек, не байкеров, а чисто сигарщиков.
Самое простое — найти в своём городе человека, кто уже знаком с сигарами. Нужен личный контакт. Если такого нет, лучше читать, например, Cigar Time, смотреть ролики, интернет тут в помощь.
Что касается первой сигары, я обычно советую новичкам выбирать нечто небольшое по размеру и лёгкое. Это лучше делать в магазинах с репутацией. А дальше, опять же, нужно штук 100 выкурить чтобы разобраться, ха-ха-ха.