Найти тему
SL Soft

Как успешно пройти собеседование

Оглавление

Легендарный Марк Бернес когда-то пел «С чего начинается родина», но мы обратимся к другому животрепещущему вопросу: с чего начинается любая карьера? Ответ один — с собеседования. И продолжается любая карьера, к слову, всегда тоже собеседованием. Согласно последним данным, из отобранных рекрутером кандидатов в среднем на интервью приглашают лишь 20% претендентов, из них на второй этап проходят лишь 30% из уже отобранных. Поэтому немудрено, что для получения заветного оффера нужно хорошенько постараться и подготовиться.

Мы рады в этом помочь и делимся проверенными лайфхаками для успешного прохождения любого (без преувеличения) собеседования.

ПОДГОТОВКА

  • Интервью для приема на работу — тоже немного работа, причем исследовательская. Перед встречей следует изучить потенциального работодателя, место компании в отрасли и на рынке, почитать отзывы бывших работников, попробовать отыскать слабые стороны и записать их отдельными пунктами. Это нужно на случай вопроса «Что бы вы улучшили в нашей компании?». Если вы ответите: «Мне кажется, что здесь все прекрасно, ничего менять не надо», скорее всего интервьюеры подумают, что вы либо подхалимничаете, либо плохо представляете, куда вы пришли на собеседование.
  • Другой важный этап подготовки — проверка себя любимого. Если у вас за плечами не очень богатый опыт, то подумайте, как преподнести его с точки зрения «мал золотник, да дорог» (кстати, внешний вид отправляемого в компанию CV тоже важен, придерживайтесь в нем делового стиля: информация должна быть правдивой, а фото — сдержанным, то есть карточка с пляжного отдыха или клубной тусовки точно не подойдет). Если же ваше резюме изобилует различными проектами, мысленно пройдитесь по каждому и расскажите себе самому, в чем были особенности и сложности всех строчек этого списка. Четко проговорите, какие проблемы вы решали и как. Часто кандидаты с длинным CV начинают путаться в своих проектах и показателях на старых должностях, поэтому так важно еще раз вспомнить все подробности ДО интервью.
  • Дальше продумайте, с чего вы начнете рассказ о себе — по статистике, 90 собеседований из 100 начинаются именно с этого. Рекрутер захочет услышать про релевантный опыт, интересные проекты (к этому мы уже подготовились выше), дополнительные знания, увлечения, достоинства и недостатки (о слабых сторонах говорить нужно обязательно, но аккуратно, чтобы не переусердствовать). Структурируйте это устное эссе о себе, можете даже кратко накидать тезисы на листке бумаги — учеными доказано, что записанная информация откладывается в памяти в 5 раз лучше, чем просто сказанное слух, и в 10 раз лучше того, о чем мы просто подумали.
  • На том же листке можете записать ответы на стандартные вопросы, которые, почему-то, многих ставят в тупик: какие ваши зарплатные ожидания? почему ушли с предыдущего места? что вас привлекает именно в нашей компании? что вы можете сказать о своем предыдущем начальнике? кем вы видите себя через пять лет?
  • Пройдитесь по своим аккаунтам в соцсетях. Если там есть что-то спорное, то либо вычистите все пикантные и «опасные» посты, либо просто закройте доступ для незнакомцев.
  • Не оставляйте сборы на утро — соберитесь заранее. Плюс сходите к парикмахеру, сделайте маникюр (да, даже если вы мужчина), выберите и погладьте одежду с вечера. Будет не лишним узнать про корпоративный дресс-код. Если он есть в компании, куда вы отправляетесь на встречу, то подберите наряд в соответствующем стиле, если нет — остановитесь на smart casual, это всегда беспроигрышный вариант.
  • Обязательно позавтракайте или пообедайте перед собеседованием, избегая острых блюд и луково-чесночных гастрономических этюдов. На голодный желудок соображается труднее, поэтому прием пищи — обязательный пункт этой программы.
  • Для каждого часового интервью закладывайте два часа своего времени (и дополнительные 30 минут на дорогу к уже просчитанному маршруту — это важно!). Если вы отправляетесь на финальный этап собеседования в крупную компанию или корпорацию — лучше вообще ничего не планировать на этот день, потому что такая встреча может плавно перейти в экскурсию по офису и даже совместный обед с будущим начальством.
  • Послушайте успокаивающую музыку по дороге. Например такой плейлист.
-2

НА СОБЕСЕДОВАНИИ

  • Встречают по одежке, но и наше лицо — тоже часть образа, поэтому всегда вежливо улыбайтесь, смотрите людям в глаза, здоровайтесь и называйте собеседующих вас по имени. Начните small talk: сделайте комплимент офису, поблагодарите за приглашение, словом, будьте очаровательны.
  • Говорите спокойно, четко и уверенно, задушите в себе все слова-паразиты, не хохочите (на нервной почве и такое случается), не закатывайте глаза и особо много не жестикулируйте: психологи утверждают, что первое впечатление о человеке на 70% зависит от того, как он себя ведет, а не что он говорит.
  • Если сильно нервничаете, найдите способ успокоиться перед интервью: выпейте кофе, посмотрите эпизод любимого сериала, почитайте книгу, позвоните другу, ну или в крайнем случае выпейте легкое успокоительное.
  • Не забывайте, что собеседование проходите не только вы, но и ваши потенциальные работодатели. Поэтому не бойтесь задавать вопросы, чтобы в случае принятия оффера не оказалось, что в коллективе приветствуется то, что для вас неприемлемо, или офис находится сильно дальше от того места, на которое вы рассчитывали.
  • Используйте приемы НЛП — подстраивайтесь под темп речи и тональность собеседника, принимайте похожую позу (не копируя!), используйте сленговые слова, которые говорит рекрутер.
  • Не пугайтесь нестандартных вопросов, а подходите к ответу, как к рабочей задаче. Рекрутеры не могут спросить в лоб, умный ли вы или, допустим, креативный, поэтому психологи разработали на такой случай множество необычных тестов, которые с помощью странных вопросов («опишите синий цвет слепому человеку») позволяют докопаться до истины. К тому же эти вопросы делают интервью гораздо интереснее.
  • Отключите мобильный телефон. Совсем. Или хотя бы поставьте на беззвучный режим БЕЗ вибрации. Всем будет легче, если вы не будете дергаться по поводу очередного «дзынь» у вас в кармане.
  • Будьте в меру самокритичны и в меру самоуверенны. Описывая недостатки, приводите историю к позитивной концовке. Например: «Из слабых сторон могу отметить чрезмерную веру в своих коллег, иногда она меня сильно подводит. Но зато компенсируется моей дотошностью в плане отчетности — я всегд слежу за ходом любого проекта и проверяю итоги лично».

ПОСЛЕ СОБЕСЕДОВАНИЯ

  • Когда самое страшное позади, задайте себе вопрос — а я бы взял себя на работу? Если нет — проанализируйте, что пошло не так (а если да — наградите себя крепкой порцией кофе с булочкой). Умение спокойно и вдумчиво учиться на своих ошибках отличает успешных людей от всех остальных.
  • Отправьте благодарственное письмо после интервью. Так вы не только произведете положительное впечатление, но и напомните о себе. Иногда такие детали могут стать решающими в принятии окончательного решения.
  • Если после интервью у вас нет еще одной встречи и вам не нужно возвращаться на работу, займитесь чем-то отвлеченным — сходите в кино, позвоните маме/бабушке, посетите групповую тренировку, сделайте уборку, склейте папье-маше. Не поддавайтесь долгому самокопанию и проигрыванию в голове прошедшего интервью снова и снова.

Главный совет: помните — на собеседовании не решается ваша жизнь или судьба, если было одно, то будет и другое. Идите на встречу уверенно и спокойно, ни на что не рассчитывая. Так вам будет проще и зайти в кабинет без нервной испарины на лбу, и выйти из него без горьких сожалений. У вас все получится!