Найти тему
Евгений Дмитриев

Как мне узнать, есть ли у меня божественная печаль или мирская печаль?

Photo by Priscilla Du Preez on Unsplash



Теперь я радуюсь не тому, что вы были опечалены, но тому, что вы были опечалены до такой степени, что раскаялись; ибо вы были опечалены по воле Божьей, чтобы вы ни в чем не потерпели потери через нас. Ибо печаль, которая по воле Божьей, производит покаяние без сожаления, ведущее ко спасению, а печаль мира сего производит смерть. Ибо посмотрите, какую серьезность именно это, эта благочестивая печаль, произвело в вас: какое самоутверждение, какое негодование, какой страх, какое стремление, какое рвение, какое мщение за зло! Во всем вы продемонстрировали свою невиновность в этом вопросе.

2 Кор. 7:9-11

Современный мир не хочет иметь ничего общего с печалью. Он заглушает свою печаль занятостью, музыкой, терапевтами и даже лекарствами. Если это огорчает меня, значит, это плохо! это правило, которого мы, похоже, придерживаемся по умолчанию. Но печаль может быть полезной; это не всегда плохо. Павел пишет коринфянам, что, хотя изначально испытывал, он не сожалеет о том, что причинил им печаль (2 Кор. 7: 8), потому что они были опечалены до такой степени, что раскаялись, согласно воле Божьей (2 Кор. 7:9).

Этот стих ясно показывает, что есть своего рода печаль, которая соответствует воле Божьей. Есть печаль, которую Бог хочет, чтобы вы испытали, потому что печаль, которая соответствует воле Божьей, «производит покаяние без сожаления, ведущее ко спасению» (2 Кор. 7:10). Павел учит Коринфян, что существенным компонентом истинного покаяния является искренняя печаль из-за того, что я огорчил Бога и принизил Его святость.

Определение покаяния

Одно из наиболее распространенных определений покаяния — это изменение ума. Это буквальное этимологическое определение греческого слова, обозначающего покаяние: meta — изменение; noeo — думать. Но некоторые понимают это так, что покаяние — это не что иное, как интеллектуальное изменение, признание того, что вы согрешили, и обязательство впредь думать об этом по-другому. Но разум, который изменяется в покаянии, относится к внутреннему сознанию всего человека. В Библии разум и сердце часто используются взаимозаменяемо.

Итак, покаяние начинается с интеллектуального признания греха, но на этом оно не заканчивается. Существует также «изменение сердца» — эмоциональный компонент, при котором истинно верующий скорбит о том, что согрешил против Бога, которого он любит. Вот почему в классическом псалме покаяния, псалме 51, Давид говорит: «Жертвы Божьи — это сокрушенный дух; Сокрушенное и кающееся сердце, о Боже, Ты не презришь».

Человек, который по-настоящему раскаивается, не остается равнодушным к своему греху, как будто в нем нет ничего особенного. «О, я снова нарушил закон Божий. Прости, Боже! Я так рад, что ты такой милостивый!» Нет! Если вы действительно раскаиваетесь, вы осознаете, каким оскорблением является ваш грех перед Богом — Богом настолько добрым, что предал Своего единородного Сына на смерть вместо вас, Богом, столь терпеливым к вам, несмотря на тот факт, что даже после того, как Он спас вас, вы все еще грешите против Него. Когда вы понимаете, что согрешили против этого славного Бога, единственным правильным ответом будет печаль — иметь сокрушенный дух и кающееся сердце.

Именно этот сокрушенный дух и кающееся сердце побуждают вас изменить курс и вернуться к Богу в верности. Джон Кальвин пишет: «Это следует тщательно соблюдать, ибо до тех пор, пока грешник не будет недоволен собой, не возненавидит свой образ жизни и не будет глубоко опечален осознанием греха, он никогда не посвятит себя Господу» (274). Один пуританин, как известно, сказал: «Пока грех не станет горьким, Христос не будет сладким».

Подлинное покаяние — это дело сердца. Вот почему Иисус произносит благословение тем, кто скорбит о своем грехе: «Блаженны скорбящие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4). Потому что только те, кто чувствует стыд за свой грех — кто чувствует, что это оскорбление святости Божьей, и скорбит из—за этого, — отворачиваются от него в искреннем раскаянии и ищут прощения по благодати Божьей, и утешаются Богом, который не презирает сокрушенный дух и кающееся сердце.

Печаль, друзья, может быть полезной.

Мирская печаль

Но печаль не всегда приносит пользу. В то время как те, кто искренне раскаивается, будут испытывать печаль из-за своего греха, сама печаль не является покаянием. Есть такая печаль о грехе, которая не приводит к покаянию и, следовательно, не ведет к спасению.

Павел определяет этот вид печали как «печаль мира сего, [которая] производит смерть» (2 Кор. 7:10).

Главная характеристика мирской печали заключается в том, что она в основе своей эгоцентрична. Мирская печаль вращается вокруг боли, которую грех причиняет самому себе, а не оскорбления и бесчестья, которые он наносит Богу. Послушайте слова Филипа Хьюза, описывающего мирскую печаль: «Это печаль не из-за отвратительности греха как восстания против Бога, а печаль из-за болезненных и нежелательных последствий греха. Самость — это ее центральная точка» .

Это печаль от жалости к себе, печаль от того, что меня поймали, печаль от последствий, которые приносит грех

Люди, испытывающие мирскую печаль, часто защищаются от своего греха и пытаются оправдать его или объяснить; в то время как божественная печаль заставляет вас признать свой грех и не искать оправданий. Вы знаете, что испытываете мирскую печаль, когда скорбите о себе — о смущении, от которого вы страдаете, и о боли, которую вы испытываете, — вместо того, чтобы скорбеть о горе, которое вы принесли Святому Духу за то, что он обесчестил благодать Христа и умалил славу Божью.

Один из самых ярких примеров мирской печали, который дает Писание, — это Иуда. Об Иуде говорят, что он «почувствовал раскаяние» в том, что предал Христа, что он «вернул тридцать сребреников», которыми его подкупили, и что он даже открыто признался: «Я согрешил, предав кровь невинную» (Мф 27:3). На данный момент действия Иуды почти неотличимы от подлинного раскаяния. Он исповедал свой грех, почувствовал раскаяние в нем и изменил свой курс. Но в конечном счете мы узнаем, что это была не божественная печаль, ведущая к покаянию, а мирская печаль, которая привела к смерти. Откуда мы знаем? Потому что, когда первосвященники и старейшины не захотели забрать деньги обратно, «он бросил сребреники в святилище храма и ушел; и, уйдя, повесился» (Мф 27:5).

Если бы Иуда скорбел о преступлении, которое он совершил против Сына Божьего, — если бы его скорбь была в основе своей сосредоточена на Боге, — его реакция выглядела бы совсем по-другому. Ходя со Христом более трех лет, Он знал, что мог бы найти в Нем прощение и восстановление. Иуда знал, что Иисус пришел умереть за таких же лжецов и предателей, как он, и что прощение доступно тем, кто оставит свой грех и доверится Христу в праведности.

Но Иуду это не касалось.

Его печаль была в основе своей эгоцентрична. Он не смог вынести стыда и унижения из-за того, что предал Сына Божьего, и вместо того, чтобы навлечь этот позор на Спасителя, который мог бы за это заплатить, он попытался искупить свои собственные грехи самоубийством.

Мирская печаль порождает смерть.

Мирская печаль заставляет вас сосредоточиться на том, насколько вы ужасный грешник

, а не на том, насколько милостив Спаситель Иисус

Инстинкт мирской печали заключается в попытке искупить грех, размышляя о нем — чувствуя себя настолько плохо из-за себя, что впадаешь в отчаяние. Но инстинкт благочестивой печали заключается в том, чтобы бежать ко кресту Христову, где было совершено единственное искупление за грех.

Подлинное покаяние

Истинное покаяние не прекращается даже с божественной печалью, но заканчивается изменившейся жизнью. Подлинное покаяние приносит плоды. И мы видим это, когда Павел подробно описывает, в чем состояло покаяние коринфян (2 Кор. 7: 11). Из этого описания мы можем выделить несколько характеристик, по которым мы можем оценить, является ли наше покаяние подлинным.

Истинное покаяние отмечено искренностью.

Павел пишет: «Ибо смотрите, какую серьезность произвело в вас именно это, эта божественная печаль!» Искренность относится к стремлению коринфян изменить свой курс и восстановить свои отношения с Павлом. Это также выражается в последних трех словах: «Какое стремление, какое рвение, какое мщение за зло!»

Подлинное покаяние — это не безразличие к греху; это не безразличие к возмещению ущерба или восстановлению отношений, которые были повреждены грехом. Людей, которые по-настоящему раскаиваются, не нужно уговаривать просить прощения; их не нужно уговаривать стремиться к примирению; их не нужно уговаривать вносить изменения в свою жизнь, которые приведут к тому, что плоть не будет потакать своим похотям. Искреннее покаяние осознает серьезность греха и стремится разобраться с ним в соответствии с Библией.

Истинное покаяние отмечено желанием прославиться своей праведностью.

Далее Павел восклицает: «Какое оправдание самих себя!» (2 Кор. 7:11) Истинное покаяние отмечено желанием очистить свое имя от клейма своего греха, стремлением иметь репутацию праведника, а не беззакония. И как вы это делаете?

Вы делаете все возможное, чтобы ваше покаяние было таким же публичным, каким был ваш грех

Веди себя так, чтобы все, кто знал о твоем грехе, теперь знали, что ты отбросил эту неправедность и что ты начал надевать на ее место соответствующий плод Духа.

Если вашим грехом были сплетни, теперь вы стараетесь прослыть тем, кто говорит правду и никогда не причиняет зла другим; если вашим грехом было нетерпение по отношению к кому-то, теперь вы изо всех сил стараетесь проявить к ним благодать. Вы желаете прославиться праведностью, потому что носите Имя Праведного, и не желаете навлекать поношение на Его репутацию.

Истинное покаяние отмечено негодованием.

Те, кто раскаивается в грехе, праведно злятся на себя за то, что согрешили против Бога. Это естественный эффект божественной печали, но он более интенсивный. Кальвин пишет: «Первый шаг заключается в том, чтобы зло было нам неприятно. Вторая заключается в том, что, распаляясь гневом, мы сильно давим на себя, чтобы задеть за живое нашу совесть» (276).

Чарльз Ходж добавляет: «Это одно из самых ярких переживаний каждого искренне кающегося. Неразумность, низость, порочность его поведения вызывает его негодование; он желает отомстить самому себе» (561).

Раскаивающийся человек не тешит себя позитивным мышлением.

Покаяние ничего не знает о самоуважении

Покаяние связано с почитанием Бога — или, как выразился Павел, «страхом Божьим». Вместо заботы о себе, благоговение перед Богом и Его уязвленной честью доминирует в чувствах того, чье покаяние является искренним.

Истинное покаяние отмечено исправлением положения вещей.

Павел заканчивает словами: «Во всем вы показали, что вы невиновны в этом вопросе». Это не означает, что они никогда не были виновны в грехе, но что они принесли такие плоды в соответствии с покаянием, что все исправили и их больше нельзя винить за совершенный ими грех.

Это плод подлинного покаяния: стремление и рвение — а не нежелание — продемонстрировать изменившуюся жизнь всем, кого коснулся ваш грех; негодование на себя и свой грех, рожденное из глубочайшего почтения к Богу, а не к себе или к тому, что думают о вас другие люди; страстное желание восстановить любые отношения, поврежденные вашим грехом; и искренняя забота о том, чтобы справедливость восторжествовала, поскольку грех наказывается и рассматривается в соответствии с Библией. Обязательно проверьте, отмечено ли ваше покаяние этими библейскими характеристиками.

  • Здравствуйте, дорогие друзья! Я рад приветствовать вас на моем канале в Дзене, посвященном христианской тематике. Здесь мы можем общаться и делиться духовным опытом. Я надеюсь, что мой канал станет для вас источником вдохновения и практической помощи. Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки под моими постами, чтобы я мог продолжать делиться с вами своими знаниями и опытом. Благодарю вас за вашу поддержку и доверие!