Найти тему
Страны и люди.

Зачем Турции нужен новый морской канал, и какие он несет риски.

Как известно, одна из выгод географического положения Турции заключается в том, что эта страна расположена на двух берегах чрезвычайно важных проливов, соединяющих Средиземное и Черное моря. Казалось бы, такое везение позволит получать миллиарды. Но это не совсем так. Чтобы турки не своевольничали, была принята международная конвенция Монтрё, которая сильно связывает руки, и мешает зарабатывать легкие деньги. Вроде бы, тут уже ничего не поделаешь, надо смириться, и радоваться тому, что есть. Но турецкий лидер Эрдоган решил иначе, и придумал грандиозный проект: построить новый, искусственный канал – дублер уже имеющихся естественных.

Стамбульский канал: в чем логика?

Новый канал будет чем-то вроде платного участка трассы, в обход старой дороги. Представьте, что есть новая, ровная, скоростная дорога, с которой не сможет конкурировать старая, перегруженная, да еще изрытая ямами и колдобинами. Что выберут водители? Ответ очевиден. По всем раскладам, строительство нового канала себя оправдает, перетянув на себя часть судов из перегруженных черноморских проливов (которые, к тому же, весьма сложны для судоходства). Однако не все так просто.

Выгода от строительства нового канала.

Здесь все понятно: Эрдоган рассчитывает получить миллиарды вливаний в казну за счет взимания платы за проход кораблей, а также - новые политические рычаги воздействия, т.к. новый канал не подпадает под действие существующей конвенции, и решение о пропуске или задержке кораблей через него, Турция будет принимать самостоятельно. А если кто-то предпочтет старый, проверенный морской путь, так ведь на нем могут, «совершенно случайно» возникнуть «непредвиденные» помехи, которые заставят вынужденно выбрать новый канал.

Риски и минусы от строительства нового канала.

Если Стамбульский канал будет достроен и введен в эксплуатацию, то круг пострадавших от этого, будет весьма широк. Это и третьи страны, на которые Турция получит рычаги воздействия, просто-напросто не пропуская их корабли из одного моря в другое. Также есть риск того, что за какие-то личные выгоды, Турция может свободно регулировать проход военных кораблей в Черное море (сейчас она это сделать не может, будучи связана конвенцией Монтрё). Ясно, что это может привести к накалу ситуации в регионе, и дополнительному риску конфликтов.

Другой огромный массив проблем- экологический. Само по себе строительство способно причинить огромный вред окружающей среде, включая вывод из оборота и заболачивание почв, изменение солености Мраморного моря, что может вызвать гибель большого количества морских обитателей. Пресноводное озеро, через которое будет проложен канал, фактически, перестанет сущствовать. Стамбул, который берет питьевую воду из этого озера, может сильно постарадать. Кроме того, канал, по сути, превратит город в остров. Также нельзя забывать о том, что сейсмологическая ситуация в данном регионе крайне нестабильна, и неизвестно, как скажется на ней среализация такого грандиозного проекта. Вполне возможно, что последствия землетрясений из-за этого станут гораздо опаснее.

По этим причинам, значительная часть населения Турции относится к Стамбульскому каналу настороженно, либо откровенно враждебно. Также, надо учитывать и гигантскую стоимость проекта, которая оценена в 15 миллиардов долларов, и наверняка еще вырастет.