Здравствуйте! Я Ирина Лидецкая, копирайтер и контент-менеджер. В этой статье я поделюсь своим опытом и расскажу про 4 основных шага, которые нужно сделать малому, среднему, да и крупному бизнесу тоже, чтобы успешно продавать свои товары и услуги через интернет.
Зачем нужно продвижение в интернете
— А вы можете писать 5 постов в неделю для телеграм-канала о финансах? Такой вопрос прилетел мне недавно в директ. Когда я спросила, есть ли контент-план и технические задания для публикаций, мне ответили: «да...но в общих чертах...»
И это «в общих чертах» меня сильно насторожило. Так обычно говорят те, кто не особо понимает, для чего они вышли в интернет и начали продвигаться. Итак, давайте сами себе зададим вопрос и попробуем на него ответить. Для чего вы хотите вывести свой бизнес в публичное пространство? Какие могут быть варианты ответов:
Неправильно: все так делают, это сейчас модно, и я не должен отставать.
Правильно: хочу, чтобы о моём бренде узнало много людей, чтобы мне стали больше доверять и начали много и стабильно покупать.
С верным ответом определились. Идём дальше.
Первый шаг по продвижению бизнеса в интернете
Нужно выбрать площадки, на которых обитают ваши потенциальные клиенты. Например:
Можно создать сайт и интернет-магазин
Это площадка, на которую будут заходить люди из поисковиков Гугл и Яндекс. Правда при условии, что вы не просто сделаете сайт и наполните его информацией о товарах, а будете заниматься поисковой оптимизацией и запускать контекстную рекламу.
Когда я пришла работать в турклуб 3 года назад, сайта у компании не было. Вся информация о походах и путешествиях ютилась в сообществе ВК. Часто получалось, что люди просили полное описание, а попасть в социальную сеть не могли. Просто потому, что не были там зарегистрированы. Плюс мы теряли клиентов из других уголков России, которые искали походы по Кавказу через поисковики. Поэтому мы решили сделать сайт, как отдельную площадку для продаж.
Продвижение в социальных сетях. Создаём сообщества
В одноклассниках, В Контакте, на Фэйсбуке, в Нельзяграм. Зачем это нужно? Социальные сети — это огромный пласт соприкосновения с потенциальными покупателями. Там вы можете показывать закулисье своего бизнеса, знакомить с коллективом, спрашивать советы у подписчиков, вовлекать их в общение, просить помочь вам с новой линейкой какого-либо товара. В общем, там вы активно повышаете лояльность к своему бизнесу.
Недавно ко мне обратился потенциальный клиент, который захотел, чтобы я с нуля сделала ему продажи в социальных сетях за 1 месяц. То есть бизнес новый. Клиентов нет. Отзывов нет. Контента нет. Таргет не планирует подключать. Но через 30 дней ведения соцсетей должен появиться такой-то процент продаж. Я хочу сказать, что так не бывает. По крайней мере в моей практике не встречалось. Лояльность и доверие со стороны холодной аудитории — это как кубики на прессе. Они не вырастут за 4 недели на пухлом пузике. Тем более без какого-либо продвижения. 5-8 месяцев — такую статистику дают маркетинговые агентства.
Продвижение в мессенджерах. Телеграм канал
В 2023 году число пользователей этого мессенджера составляет 800 миллионов человек. Как опята после дождя, в нём растут различные тематические сообщества, в которых идёт бойкая торговля. Мне кажется, 80% инфобизнеса прочно осело именно там. Аналитики говорят, что за телеграмом большое будущее. Наверное поэтому там уже и рекламный кабинет появился, и много всяких аналитических примочек.
Мы в своём турклубе тоже завели канал в телеграм. Присылаем туда анонсы туров, остатки мест и иногда мемы. Практика показывает, что многие наши клиенты этой же информации в социальных сетях не видят. А всё потому, что в ВК и Нельзяграм работает «умная лента». И это она решает, что вы будете смотреть, а не вы. Зато в телеграм просто заходишь и читаешь. Вся информация, как на ладони.
А еще есть Яндекс. Дзен, vc.ru, Хабр, Клерк, Ютуб
И многие другие площадки, на которых вы можете транслировать свою экспертность, рассказывать про свои товары и услуги, показывать удачные кейсы и многое другое.
Тут надо исходить из специфики вашего бизнеса. Например в туризме это ещё и агрегаторы. Они здорово помогают нам продвигать наши походы по Кавказу за счёт того, что агрегаторы вложили много денег в продвижение своих площадок. Правда и комиссию они берут немалую. Так что я бы лучше вкладывала в продвижение своего сайта, чтобы он попадал в топ выдачи и таким образом продавал места в походы.
Второй шаг. Каким должен быть бизнес-контент
На этом этапе вам нужно решить, что вы будете выкладывать на вышеперечисленные площадки. Для этого разрабатывается контент-план. Следуя ему, вы не будете плодить хаотичные публикации, а начнёте двигаться к конкретной цели, перемежая познавательный, полезный, юмористический и продающий контент.
Можно делать для каждой площадки свой, но это будет затратно по деньгам и по времени. Я считаю этот подход нерациональным. По опыту вижу, что не успевают люди читать и смотреть все соцсети, все платформы, площадки и каналы. Иначе когда бы они работали, ели, спали и путешествовали.
Можно генерировать один уникальный контент, а потом кросспостить его на все остальные площадки. Что это может быть: статьи, лонгриды, интервью, кейсы, новости, посты, сторис, видеоролики, рилсы, фотографии, инфографика и пр.
Для этой работы можно нанять фотографа, видеографа, копирайтера, smm-щика, рилсмейкера. А можно всё делать самому. Это зависит от того, сколько у вас есть денег для продвижения в сети, и на что вы готовы тратить своё время.
В нашем турклубе я. как smm-щик, создаю уникальный контент в Нельзяграм, а потом делаю кросспостинг в ВК, в блог на сайт, в Телеграм. Планирую вплотную взяться за Яндекс. Дзен. Конечно текст приходится ресайзить. В ВК добавлять ссылки на сайт. На сайте делать перелинковку на другие статьи и учитывать seo-оптимизацию. В общем, если делать это правильно, то кнопками «копировать» и «вставить» тут не обойдёшься.
Третий шаг. Реклама в интернете
Вести бизнес без рекламы — все равно что подмигивать девушкам в полной темноте. Стюарт Хендерсон Бритт, американский социальный психолог.
Итак, вы примерно понимаете, какой контент вам нужно публиковать, и уже занялись этим делом. Поэтому следующий этап — продвижение вашего контента в публичном пространстве. Например:
Реклама для сайта
Можно нанять seo-специалиста, который будет заниматься поисковой оптимизацией и делать всё то, чтобы сайт был в топе по выдаче. Можно нанять копирайтера, который будет писать seo-тексты в блог на сайт — они тоже будут продвигать. Можно запустить контекстную рекламу «Яндекс. Директ», Google AdWords (в недавнем прошлом).
Реклама для Нельзяграм
Таргетированной рекламы здесь больше нет, поэтому основные варианты продвижения — это рилсы и закупка рекламы у блогеров. В плане рилс я считаю, что лучше качество, чем количество. Поэтому если хотите оскароносные видео со сценариями и крутым монтажём, то лучше нанять рилсмейкера. Цены на рилс от 400 рублей за штуку. Для второго варианта тоже сейчас есть люди, которые специализируются на закупке рекламы у блогеров.
Мы в этом году работали с блогером. Она сделала рилс после похода, отметила нас, но не скажу, что эффект был вау. 4000 просмотров, а наши личные рилс набирают сейчас 1600 просмотров. Хотя подписчиков у неё достаточно (по-моему 15 000), и они вроде как наша целевая аудитория.
Реклама для В Контакте
Здесь всё просто. Настраиваем таргетированную рекламу. Этим тоже занимаются отдельные специалисты, которые парсят аудиторию и делают какие-то ещё магические штуки по привлечению клиентов.
Раньше я делала запуск рекламных кампаний и в Фейсбуке, и в ВК. С первым мне было проще и понятнее. Реклама давала ощутимую результативность. Однажды я потратила 3000 руб. на рекламную кампанию, и сразу получила клиента, который сделал нам выручку 100 000 руб. И этот клиент был не последний в этой рекламной кампании. С ВК у меня не было таких успехов. Хотя, вру. Было один раз за счёт того, что я написала оригинальный текст в креативе. Вот тогда сразу +35 человек в подписчиках стало при бюджете 1000 руб. Эх, мне бы бюджеты бы побольше...
Реклама для телеграм
Здесь также, как и в Нельзяграм, можно нанять закупщиков рекламы, а можно пройти самому обучение по раскрутке. Опять же встаёт вопрос свободного времени и наличия денег.
Четвёртый шаг. Заявки от клиентов
Допустим, что вы публикуете контент, который интересен людям и раскрывает ваши преимущества. У вас отлажена дистрибуция, поэтому статьи не просто пишутся и публикуются, но и показываются потенциальным клиентам.
И вот клиенты из потенциальных решают перерасти в реальных. На этом этапе нам нужно организовать систему сбора заявок от них. Это могут быть звонки, сообщения с сайта, обращения в директ из социальных сетей. На всё это надо оперативно реагировать, консультировать, умело доводить до покупки, принимать оплату, отправлять товар.
Не стоит забывать про постпродажный сервис, сбор отзывов и обработку возражений, если что-то пошло не так. Ведь это напрямую влияет на ценность вашего продукта и помогает его улучшить.
В нашем турклубе я каждые 2 часа проверяю директы социальных сетей, чтобы оперативно отвечать на вопросы по походам и турам. На сайте под каждым описанием услуги я сделала кнопку перехода в мессенджер. Если человека всё устраивает, он нажимает на эту кнопку и попадает сразу к менеджеру, где бронирует нужное ему направление. Для меня самое главное — это оперативно отвечать, предлагать несколько вариантов, быть максимально вежливой. Даже если сейчас человек не смог себе ничего подобрать, запомнив тёплое отношение, он придёт снова.
Заключение
Резюмируя скажу, что весь сгенерированный контент должен быть ярким и завлекающим. Выложить фотографию дымящейся паром кружки, написать «у нас появился новый сорт кофе» и ждать волны заказов — не вариант. Это скучно и никому не интересно.
Где брать этот бурлеск из контента? Нанимать людей, которые на нём специализируются. Ну или осваивать всё самостоятельно, если пока нет денег на специалистов.
Также не стоит ждать многомиллионных покупок, если вы не вкладываетесь в продвижение. Каждый день кто-то постит сотни тысяч рекламных текстов в соцсетях. И как вашим клиентам в этом информационном океане найти именно вас?
Сколько раз я это проверяла: выложу пост в своё личном аккаунте (я его не раскручиваю, ибо он для души) — в ответ 10 лайков и 1 комментарий. Выложу в рабочем аккаунте, где 17 000 подписчиков и вся движуха по продвижению — 300 лайков, 50 комментариев, ещё и на ровном месте кто-то пособачиться успел, создав дискотеку в комментариях.
Посему подходить к контент-маркетингу стоит осознанно и хотя бы с примерным пониманием, как всё это устроено изнутри. И не ждать супер результатов через 2 недели. Я желаю процветания вашему бизнесу. С уважением, копирайтер-смысловик, Ирина Лидецкая.