Процитирую Патриарха Кирилла, который выступал в Московской духовной академии и сказал, что «священнослужитель может обустраивать свой быт достойным образом, но ему необходимо отказаться от вычурной и раздражающей роскоши в условиях, когда россияне ограничивают себя ради ближних». Образ жизни священнослужителя не может контрастировать с образом жизни паствы.
Сергей Михеев: Я посещаю храмы и знаком с разными священниками. Особой роскоши там не замечаю. В основном, они сами просят помощи: «помогите здесь отремонтировать, там построить» и т.д. Наверное, такие случаи существуют. Думаю, что Патриарх к своим подчиненным, по своей вертикали власти обращается к священнослужителям. Он знает, кому это говорит, и они тоже это знают. Это в том числе призыв ко всему обществу. Надо понимать, что времена достаточно сложные, и оказывать помощь и милосердие – первый долг христианина. А всё, что связано с тобой лично – это уже в третью, четвертую, пятую, шестую очередь. Если говорить серьезно, хочется жить в какое-то время, чтобы было комфортно, сладко, гладко, тихо, весело. Но, если посмотреть с христианской точки зрения, разные испытания и невзгоды дают возможность проявить лучшие черты вашего характера.
Оказать помощь другому – это вы собираете себе сокровище на небесах. Не здесь, а там. Когда у вас появляется возможность кому-то помочь, надо ею пользоваться. Надо быть благодарными Богу, что Он вам такую возможность предоставил. Не кичиться и не страдать по этому поводу, а, наоборот, даже где-то радоваться. Поэтому, когда богатые люди начинают на что-то сильно жаловаться, их прижали по налогам, я думаю: «Что вы жалуетесь? Радуйтесь, что у вас появилась возможность с кем-то поделиться и кому-то помочь». Но это связано с наличием или отсутствием веры в Бога и в душу - в то, что где-то есть такой суд, который вы не сможете ни купить, ни обмануть, ни нанять адвоката; где всё видно так, как оно есть на самом деле.
Мы все понимаем, что всю жизнь в той или иной степени играем: где-то так, где-то иначе. Это человеческая слабость, от которой полностью избавиться сложно. Хотя я считаю, что надо стремиться быть самим собой. Это и есть главный имидж, или по-русски образ. Каждый понимает про себя (если он сформировавшаяся личность), где правда, а где неправда. Есть некое состояние души, которое настоящее. Есть наносное; есть когда ты что-то делаешь, потому что надо или такая ситуация сложилась; а есть что-то, что в тебе настоящее. Это настоящее существует, и оно видно для некоего беспристрастного судьи, и спрятаться от этого невозможно. То, что называется совестью, где-то стучится в душе у каждого даже не очень хорошего человека.
Когда есть возможность кому-то помочь даже в ущерб себе, то, я считаю, надо это принимать за радость. Потому что даже если ты проживешь всю жизнь, всё время что-то стягивая себе в карманы, то считай, что жизнь прошла даром. Если честно, лучше бы ее и не было. Поэтому, если удалось успеть сделать что-то хорошее, полезное, правильное, доброе для своих родных и близких, своей страны, для людей, которые в чем-то нуждаются, то считайте, что именно эти моменты жизни прошли у вас не зря. А всё остальное может быть никому не нужно.
Есть вещи, которые крайне важны для человека. Ваша способность подняться над своими пороками, делая добрые дела, в том числе во имя Бога. Понимание, что в этой жизни есть что-то кроме того, что ты сегодня наблюдаешь вокруг себя. С материальной точки зрения – оставить, по возможности, если ты не монашествуешь, в миру память о себе в виде своих детей, внуков и т.д. Есть такие важные, экзистенциальные вещи. По крайней мере, помогать кому-то и делать что-то доброе может каждый. Это важно в жизни. А по итогам жизни может быть выяснится, что всё остальное никому было не нужно.
Рассказывая про эти вещи, я понимаю, что кому-то интересны новости и пр., но я лично для себя отдаю отчет, что 80% от всего этого – пустота.
Это быстро проходящее.
Сергей Михеев: Это всё такая «чешуя», про которую потом никто никогда не вспомнит. В масштабах вечности, метафизической правды это всё никому не нужно. И, к сожалению, человечество проводит много времени и тратит сил на то, что по большому счету никакой пользы не приносит ни душе, ни чему-то большему. Поэтому от конфликта на Украине я лично испытываю только боль, никакой радости. Считаю, что с точки зрения Божественного, к сожалению, мы все стали жертвой тех, кто Христа ненавидит и для кого столкновение лбами христиан является радостью. Эти вещи надо понимать.
Что касается роскоши, кому-то ее демонстрировать – это глупо. Я считаю, что, если человек демонстрирует, упивается роскошью, материальным благополучием и выставляет это в качестве доказательства успеха, то это человек недалекий, невзрослый, несформировавшийся. И то, что он где-то собрал деньги, ни о чем не говорит. Если честно, чтобы заработать деньги или где-то прокрутиться, особого ума не надо. Очень часто ты понимаешь, как эти деньги можно взять, но просто тебе это не нужно, иначе тебе придется изваляться в «грязи».
Я не нахожусь на позициях «комбедов» (комитетов бедноты), потому что и бедный человек может быть невероятно порочным. Само по себе наличие денег или их отсутствие, бедность или богатство не являются признаком ни добродетели, ни злодеяния. Но люди, которые это выставляют в качестве главного доказательства своей состоятельности, потому что они «состоялись», еще как минимум не повзрослели. Думаю, об этом стоит задуматься, обсуждая слова Патриарха. Очень часто внешним блеском люди замещают внутреннюю пустоту. «Содержания нет, поэтому я буду всем доказывать свою якобы состоятельность через вещи, через демонстрацию материальных факторов».
У тех, кто так доказывают свою состоятельность, есть тезис: «доброта, сочувствие, сострадание – это удел слабых. Я сильный только потому, что жесткий. Иду по своему пути, расталкивая всех. А те, кто под ногами – просто плесень».
Сергей Михеев: Я не понял, в чем тут сила? На такую силу обязательно найдется контрсила, которая будет сильнее. На богатого человека найдется еще более богатый. На того, кто может сломать нос, найдется тот, кто может оторвать голову. Так было, есть и будет всегда. А настоящая сила именно в том, чтобы превзойти себя самого. Например, сила в том, чтобы ограничить собственную жадность и потребление; сила в том, чтобы контролировать собственную страсть; чтобы оказать помощь тому, кому в принципе можешь ее не оказывать. Но в том, чтобы наступить на горло кому-то, никакой силы нет. Это такие вещи, для которых особого ума не надо. А потом все эти истории очень часто заканчиваются плачевно.
Самое главное здесь вот что: вы верите в душу – в то, что действительно существует что-то большее, чем то, что можно посчитать на калькуляторах, или нет? Я думаю, что проблема нашего конфликта с западной цивилизацией состоит в том, что сегодня западная цивилизация – откровенно богоборческая и откровенно античеловеческая. Силу, воплощенную в материи, она считает свидетельством своей избранности. Но она обязательно на этом споткнется и будет попрана. Вопрос в том, когда, где и как.