Обед как важная часть общественной жизни Кёнигсберга конца XVIII века представлен на картине Эмиля Дёрстлинга «Кант и его сотрапезники».
Жители Кёнигсберга любили собираться вместе для интеллектуального времяпрепровождения, весёлого общения, любили совместные трапезы за возможность не только вкусно поесть, но и встретиться с друзьями. Об этом писал в своих «Записках...» Андрей Тимофеевич Болотов (1738 – 1833), в годы Семилетней войны служивший (1858 – 1862) в Кёнигсберге в канцелярии русских губернаторов.
В городе были университет, военный гарнизон, большой порт, хорошо развиты коммерческая деятельность и торговля. Но центральная власть находилась далеко — в Берлине. Восточная Пруссия была далёкой провинцией в Прусском королевстве, к тому же с особенной культурой и традициями, формировавшимися столетиями людьми разных национальностей и разного вероисповедания — немцами, пруссами, литовцами, поляками, французами.
Иммануил Кант (1724 – 1804) всю жизнь прожил в провинциальной Пруссии, почти никогда не покидал стен родного Кёнигсберга, более 40 лет преподавал в местном университете разные науки. Среди горожан Кант был известен своими публичными лекциями и постоянством ежедневных прогулок, которые стали городской легендой.
Приобретя в 1783 году собственный дом, Кант, как и многие жители города, приглашал к обеду своих друзей из числа знати или купцов — и за неспешной беседой узнавал о многих интересных вещах, происходивших за пределами Кёнигсберга. Заботясь о том, чтобы компания за столом не распадалась, Кант сформулировал полезное для всех правило: число гостей за столом не должно быть меньше числа граций, но не больше числа муз (то есть больше трёх, но меньше девяти). Получалось, что вместе с хозяином за столом должно быть не меньше четырёх-пяти человек, в противном случае беседа не получит нужного разнообразия и может оказаться скучной.
Основное правило собравшихся было таково: беседовать о чём угодно, но только не о философии (чтобы не мешать пищеварению, это было одно из непреклонных требований его гигиенической системы). На обед учёный предпочитал простые блюда, хорошо прожаренное мясо и доброе вино. Пиво презирал — говорил, что это не напиток, а скверного качества еда.
Обед продолжался часа три, а затем Кант выходил на прогулку.
Трапеза в доме философа Канта стала сюжетом картины, заказанной в 1890 году автору исторических полотен Эмилю Дёрстлингу банкиром и меценатом Вальтером Симоном.
Картина «Кант и его сотрапезники» (Kant und seine Tischgenossen) сначала висела в ратуше Кёнигсберга, затем в городском музее (по другим источникам — на лестничном пролёте в университете). Во время Второй мировой войны полотно было утрачено.
Сразу же после создания картина многократно тиражировалась и издавалась в печатных изданиях и на открытках. Одной из первых публикаций цветной гравюры в периодическом издании была публикация в газете «Вокруг света» (Über Land und Meer. Deutsche Illustrirte Zeitung. Nr. 27 1894). Гравюра из тиража указанного издания и была приобретена Музеем Мирового океана.
На изображении есть надписи, сделанные гравёром: в нижнем левом углу „Emil Dörstling“; в правом нижнем углу — „Klose und Wollmerstädt. X. A.“. Под гравюрой по центру надпись типографским шрифтом „Emil Dörstling: Kant und seine Tischgenossen“ («Эмиль Дёрстлинг: Кант и его сотрапезники»). На обратной стороне листа— текст, относящийся к изображению, в котором описывается сюжет и приведены имена изображённых.
За большим обеденным столом собралось избранное общество: философ Иммануил Кант в окружении гостей. В глубине, на втором плане, висит портрет Жан-Жака Руссо. Слева — слуга Лампе, который прислуживает за обедом. Автор детально прорисовывает детали интерьера, мебель, посуду, одежду и характерные черты изображаемых людей. В центре внимания — группа гостей Канта, известных кёнигсбержцев. Хозяин дома с письмом в руке в левой части композиции. Рядом, по правую руку от хозяина, Роберт Мотерби, друг Канта, англичанин, известный в городе коммерсант. Слева стоит ученик Канта Кристиан Якоб Краус, специалист по финансам. Перед ним сидят коммерческий советник Иоганн Конрад Якоби и известный философ Иоганн Георг Гаман. Следующий гость — Теодор Готлиб фон Гиппель, бургомистр. В конце стола — известный в городе аптекарь, профессор университета Карл Готтфрид Хаген. На переднем плане — военный советник Иоганн Георг Шеффнер и архиепископ Эрнст Людвиг Боровский, первый биограф Канта.
Сохранилось несколько описания застолий у Канта. Теодор Готлиб фон Гиппель, бывший в течение многих лет бургомистром Кёнигсберга, как и Кант, у себя в доме устраивал застолья для друзей. Гиппель оставил литературное произведение «Жизнеописания по восходящей линии», в котором описал многих известных горожан, бывавших в доме философа Канта. Описание трапез есть и у первого биографа Канта Эрнста Людвига Боровского. Подробно описывает встречи в доме Канта доктор Кристиан Фридрих Ройш в книге «Кант и его застольные друзья», вышедшей в Кёнигсберге в 1847 году. Именно это издание служило литературной основой сюжета картины, заказанной спустя многие годы после смерти Канта Эмилю Дёрстлингу.
Исследовали сходятся во мнении, что вряд ли гости, которых изобразил художник, на самом деле могли собраться у Канта. Постоянным гостем философа был только Гиппель. Известно, что оппонент Канта Гаман бывал у него лишь два раза. Шеффнер жил за городом и имел свой круг друзей. В то же время сюжет картины — своеобразный памятник культурному диалогу жителей Кёнигсберга.
Кант скончался в 1804 году. 22 апреля 1805 года, в день рождения философа, доктор Вильям Мотерби, сын друга Канта, собрал всех участников трапез философа — а их оказалось 25 человек — в последнем прижизненном доме учёного, который после смерти хозяина перешёл во владение трактирщика. Было принято решение собираться так ежегодно. Именно так было основано общество, позднее получившее название «Общество друзей Канта». В течение пяти лет — до 1810 года — местом сбора был этот же трактир. С 1811 года встречи проходили в ресторане отеля «Немецкий дом».
В 1814 году астроном Ф. В. Бессель, бывший тогда членом общества, предложил определять докладчика очередного заседания общества при помощи серебряного боба, спрятанного в запечённом пироге, поданном на десерт. Так появилась традиция «Бобового короля». С тех пор «Общество друзей Канта» стали называть «Бобовым обществом», а праздничную трапезу в честь дня рождения Канта — «Бобовой трапезой». В 1846 году член общества историк Фридрихгельм Шуберт составил правила, которым должны были соответствовать «бобовые речи» (застольный доклад): о жизни Канта, о его деятельности, о предметах, связанных с философией Канта и дальнейшим распространением его учения.
За 140 лет своего существования, вплоть до падения Кёнигсберга в 1945 году, «Бобовое общество» стало важной составляющей культурной жизни города.
Первым значимым событием жизни общества было открытие в 1810 году галереи «Стоа Кантиана» (Stoa Kantiana) — надгробной часовни с бюстом Иммануила Канта, расположенной возле собора. В 1824 году члены общества организовали празднества в честь 100-летия со дня рождения философа. В 1836 году Карл Розенкранц предложил издать первое полное собрание сочинений философа. В 1924 году, во время празднования 200-летия философа, состоялась церемония освящения нового надгробия у стен собора — «Портика Канта», созданного известным архитектором Фридрихом Ларсом (в 1936 году именно он оказался «Бобовым королём», но не выступил с речью, а вместо доклада создал восемь литографий из серии «Город Канта. Виды Кёнигсберга XѴIII века»).
В 2005 году, в рамках празднования 750-летия основания Кёнигсберга, Калининградский государственный университет был переименован в Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. По этому случаю преподаватели университета и калининградские интеллектуалы учредили общество под названием «Друзья Бобового короля».
Копию картины Эмиля Дёрстлинга «Кант и его сотрапезники», выполненную калининградским художником Николаем Фроловым, сегодня можно видеть в Музее Канта в Кафедральном соборе в Калининграде, а упомянутую гравюру из печатного издания — в «Аптеке трёх королей» , в комплексе, рассказывающем об аптекаре Хагене в Королевских воротах.
Автор: Галина Акимова, журнал МИР МУЗЕЯ, апрель, 2019 год
#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2019 #Кант #Калининград #МузейМировогоокеана #настоящиеценностибудущего #знание
На трапезе у Канта
7 минут
66 прочтений
29 июля 2023