Найти в Дзене
Английский с Алекс Дар

Словообразование в ЕГЭ по английскому. Всё, что нужно знать. Примеры с прошлых экзаменов

Задание на словообразование (Word formation) идёт сразу после грамматики, его номера: 25-29. Это задание базового уровня сложности (A2+), за него можно получить максимум 5 баллов. Вот так оно выглядит на экзамене: Нам даётся небольшой связный текст (это важно, так как выбор слова зависит от контекста), в котором есть пробелы. Эти пробелы нужно заполнить с помощью слов, образованных от слов, написанных заглавными буквами справа. Попадаются два варианта заданий: 1) Нужно изменить часть речи: от глагола образовать существительное или прилагательное, от прилагательного образовать глагол и т. д. и т. п. 2) Или мы не меняем часть речи, а дополняем слово отрицательной приставкой или приставкой -inter. Подробнее о всех приставках ниже. Раньше в этом задании было 6 слов, сейчас только 5. Однако в открытом банке ЕГЭ и в сборниках попадаются старые варианты, не удивляйтесь. Рекомендуется тратить на это задание не более 10 минут, обычно бывает даже меньше. Еще важно замечание - в качество отве
Оглавление

Задание на словообразование (Word formation) идёт сразу после грамматики, его номера: 25-29. Это задание базового уровня сложности (A2+), за него можно получить максимум 5 баллов. Вот так оно выглядит на экзамене:

-2

Нам даётся небольшой связный текст (это важно, так как выбор слова зависит от контекста), в котором есть пробелы. Эти пробелы нужно заполнить с помощью слов, образованных от слов, написанных заглавными буквами справа.

Попадаются два варианта заданий:

1) Нужно изменить часть речи: от глагола образовать существительное или прилагательное, от прилагательного образовать глагол и т. д. и т. п.

2) Или мы не меняем часть речи, а дополняем слово отрицательной приставкой или приставкой -inter. Подробнее о всех приставках ниже.

Раньше в этом задании было 6 слов, сейчас только 5. Однако в открытом банке ЕГЭ и в сборниках попадаются старые варианты, не удивляйтесь. Рекомендуется тратить на это задание не более 10 минут, обычно бывает даже меньше.

Еще важно замечание - в качество ответом принимают обе нормы правописания: и британскую и американскую. Например, traveller - traveler, colourful - colorful, realise - realize. Но само слово будет дано в британском варианте - COLOUR.

Что проверяется в Word formation?

Это задание проверяет лексико-грамматические навыки образования родственных слов при помощи аффиксации.

Лексические навыки: знание того, с помощью каких суффиксов или приставок можно образовать новое слово из данного в задании.

Грамматические навыки: в этом задании мы можем сделать только одно грамматическое изменение - поставить существительные во множественное число, если это требуется по смыслу. Мы не трогаем окончания глаголов, не делаем степени сравнения, не ставим артикли, апострофы и прочее.

В эту ловушку часто попадаются экзаменуемые: они забывают, что иногда нужно не просто сделать существительное, но и поставить его во множественное число.

Как понять где нужно множественное число?

Смотрим на наличие/отсутствие неопределённого артикля, на число сказуемого - множественное или единственное, на наличие слов: many, some of the ...., one of the ....

А теперь хорошая новость: в этом задании проверяют не все существующие в английском языке аффиксы, а лишь некоторые. Вот их полный список. Он одинаковый для ОГЭ и ЕГЭ:

-3

В этом списке нет, например, приставок ir- (irregular) или il-(illegal), но и того, что есть, достаточно, чтобы запутать экзаменуемых. Задания для ЕГЭ сложнее, чем для ОГЭ, и мы не знаем заранее какие слова могут попасться. Тем не менее есть определённый алгоритм действий, чтобы справиться с этим заданием.

Как выполнять задания на словообразование?

1. Прочитайте предложение с первым пропуском. Подумайте, какую часть речи необходимо образовать, их может быть четыре:

  • Существительные обычно выполняют роль подлежащего и стоят перед сказуемым. Также они могут быть дополнениями или частью составного именного сказуемого. Перед существительными могут идти артикли, прилагательные, которые подсказывают нам нужную часть речи.
Правильный ответ - population в ед.ч.
Правильный ответ - population в ед.ч.

Иногда бывает два верных ответа:

Location или Locations, оба варианта подходят
Location или Locations, оба варианта подходят

  • Прилагательные употребляются перед существительными или после глаголов-связок. Здесь много возможных суффиксов и надо быть внимательным с правописанием.
Правильный ответ - прилагательное comparable
Правильный ответ - прилагательное comparable

  • Глаголы - в этом задании они не меняют окончаний поэтому чаще всего будут стоить в инфинитивной форме или в Present Simple во мн.числе. Два варианта изменений - добавление суффикса -ise/ize к прилагательному или существительному. Или оставляем изначальный глагол, но меняем приставку на: re, dis, mis.
Правильный ответ: symbolise или symbolize - принимают оба варианта правописания
Правильный ответ: symbolise или symbolize - принимают оба варианта правописания

  • Наречия - обычно стоит после глаголов или перед прилагательными для усиления. Встречаются в каждом задании, в начале или середине предложения. Если вы не знаете что делать со словом - скорее всего здесь нужно сделать наречие из прилагательного с помощью суффикса -ly.
Как? Conveniently
Как? Conveniently

2. Иногда бывает, что часть речи менять не нужно, но слово должно быть не в положительном, а в отрицательном контексте. Тогда меняем приставку. Для прилагательных, существительных и наречий это: un-, im-, in- или приставка inter-. Для глаголов: re-, dis-, mis-. Я видела также приставку для существительных dis-: comfort - discomfort, и такое бывает.

3. Далее образуйте нужное однокоренное слово и заполните им пропуск.

4. Прочитайте текст еще раз и убедитесь, что вставленное слово грамматически и лексически соответствует содержанию.

5. Помните, что у некоторых слов есть особенность в правописание и нужно проверить его правильность. У меня есть отдельная статья про spelling в ОГЭ и ЕГЭ, её можно почитать тут.

Где можно узнать о словообразовании?

Лучший сайт для работы со словообразованием - это Longman Dictionary of Contemporary English Online. Но у некоторых он не работает без VPN. На этом сайте перед каждым словом дается word family - родственные слова, образованный от одной основы. Выглядит вот так:

-9

Это удобно, но иногда бывает слишком много слов, которые редкие и не нужные, но зато всё в одном месте.

Еще один сайт, который поможет со словообразованием - wordhippo.com.

-10

Он дает не просто возможные слова, но примеры их употребления и много чего еще. Интересно, но скорее для фанатов языка, которым хочется покопаться и нарыть что-то интересное, а не просто выполнить задание.

Вот еще один сайт, где можно узнать словообразование, но он как раз содержит не всё, а только самые популярные варианты. Оставлю здесь, может кому-то как раз такое и надо.

-11

Где чаще всего ошибаются?

Как ни странно, чаще всего ошибки встречаются в правописании: теряются какие-то буквы или наоборот появляются лишние. Я всегда прошу ребят сначала писать ответы на бланках с заданиями, четко прописывая буквы, не теряя ничего при переписывании (прямо пальцем вести по слову), а потом также внимательно вносить их в бланк ответов.

Советую всегда проверять существительные - не нужно ли поставить его во множественное число? Потеря -s на конце частая и очень обидная ошибка.

Хоть об этом нигде прямо не написано, но в этом задании идёт одна трансформация. Т. е. мы добавляем либо суффикс, либо приставку, но не все сразу. Если от нас хотят слово - successfully, то нам дадут в качестве опорного слова successful, а не просто success. Или нам надо вставить unfortunalety, в задании будет стоять fortunately, т. е. только приставка нужна. Однако в сборниках для подготовки к ЕГЭ можно встретить и две трансформации, но на реальном ЕГЭ я видела только одну. Поправьте меня, если это не так.

Вот те слова, которые попались ребятам на реальном экзамене за последние три года (можно оба варианта advisor и adviser):

Реальные задания на ЕГЭ за последние три года
Реальные задания на ЕГЭ за последние три года

Как видите, не очень сложно. Как правило, 3-4 слова - базовые и легкие для начального уровня, они повторяются из задания, в задание. Потренировать их можно на заданиях из открытого банка ЕГЭ, вот здесь сайт с ответами.

Если хочется углубиться в эту тему и прокачать ее как следует, то можно использовать дополнительные пособия. Но в них могут встречаться аффиксы, которые не входят в наши экзамены: il, ir, sub, и т. д. Вот список пособий:

-13

  • "English vocabulary in Use. Pre-intermediate”, модули: 70-72;
  • "My Grammar Lab. A1-B2”, модули: 105-106;
  • "Macmillan “Exams skills for Russia” уровень А2 и В1-В2, там после грамматических модулей есть лексика и немного словообразования + его отработка, можно брать частично или полностью.
  • "Готовимся к ЕГЭ по английскому языку. Словообразование шаг за шагом" от Макаревич Т.В.

Вот и всё по теме словообразования. Напишите про свой опыт работы с этим заданием. Где чаще всего ошибаются и с чем бывают сложности?

На сегодня всё! Stay tuned!

Пост-навигатор по всем главным статьям.

Что входит в задания на словообразование в ОГЭ?

Spelling (правописание) в ОГЭ и ЕГЭ.

-14