Найти тему
Мир Музея

Дом Брюсова

Серебряный век — ярчайший феномен в истории русской культуры. Именно он стал культурным фоном для бурных драматических событий общественно-политической жизни России, разворачивавшихся столетие назад и оказавших исключительное влияние на нашу современность.

Серебряный век прочувствовал, предсказал и зафиксировал на бумаге, на холсте, в камне, музыке и театре всё, что происходило в умах его современников.

В Москве с 1999 года существует единственный в своём роде музей, посвящённый всем литературным стилям, течениям и направлениям периода с 1890-х по 1920-е годы — отдел Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля — Музей Серебряного века. Постоянная экспозиция музея, насчитывающая около 1500 экспонатов, разместилась в доме купца Баева (проспект Мира, 30) на площади более 200 кв. м. Именно в этом доме с 1910 года до конца своих дней жил Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924) — москвичи знают эту точку на карте Москвы под названием «дом Брюсова».

Музей Серебряного века
Музей Серебряного века

Сразу после смерти Брюсова в его квартире был открыт мемориальный кабинет, демонстрирующий обстановку, в которой его хозяин работал и принимал своих гостей, среди которых были А. А. Блок, К. Д. Бальмонт,
А. Белый, М. Волошин, М. Горький, В. В. Маяковский, С. Есенин, И. Северянин,
А. Н. Толстой, Э. Верхарн и многие другие. Посещение кабинета мастера, в котором кроме предметов, принадлежавших Брюсову, находится часть его библиотеки, задаёт особую тональность изучения основной экспозиции, создаёт ощущение эпохи.

Мемориальный кабинет В.Я. Брюсова
Мемориальный кабинет В.Я. Брюсова

Серебряный век — время, характеризующееся взаимопроникновением всех видов искусств — литературного, театрального, музыкального, архитектурного, изобразительного. Несмотря на то, что оригинальная обстановка второго этажа дома Брюсова не сохранилась, залы, оформленные по проекту художника
А. А. Тавризова, несут в себе некий синтетический заряд. Эстетика символизма, стиля модерн, авангарда передана в декоративном оформлении выставочных пространств.

Письменный стол Брюсова
Письменный стол Брюсова

Основу экспозиции составляют книги и журналы. Казалось бы, изобразительному искусству отведена второстепенная роль, что подчёркнуто принадлежностью Музея Серебряного века к «семье» Государственного литературного музея. На переднем плане — литературные произведения поэтов и писателей эпохи. Однако это ни в коей мере не мешает окинуть экспонаты взглядом искусствоведа.

Синтез литературы и изобразительного искусства ярко проявился в оформлении изданий, представленных в музее, ведь зачастую в создании иллюстраций, заставок и концовок, эскизов переплётов, обложек, издательских марок принимали участие художники, чьё творчество было абсолютным эстетическим камертоном эпохи Серебряного века. Поэтому та кардинальная смена курса, наметившаяся в изобразительном искусстве ещё в 1880-е годы, выразившаяся в отказе от исчерпавших себя принципов реализма и поисках нового изобразительного языка, отчётливо прослеживается на примерах печатной продукции, выходившей из типографий в то время и представленной в музее.

Взаимопроникновение литературы и изобразительного искусства отражено в коллекции музея в хоть и немногочисленной, но достаточно яркой портретной живописи, графике и даже скульптуре. К 1910-м годам — времени, к которому относится подавляющее большинство музейных портретов, — фотография стала достаточно распространённым явлением, и в коллекции можно видеть некоторые фотографические портреты основных действующих лиц Серебряного века. Однако объектив фотокамеры, фиксирующей лишь внешнее, не сравнится с проницательным взглядом творца-художника, тонко подмечающего в портрете творца-литератора его сложные психологические характеристики, глубину и богатство внутреннего мира, особенно когда эти портреты выполнены такими мастерами, как В. А. Серов, Е. Е. Лансере,
Л. С. Бакст, Б. М. Кустодиев и другими.

Сергей Малютин. Портрет Валерия Брюсова.1913. Картон, пастель
Сергей Малютин. Портрет Валерия Брюсова.1913. Картон, пастель

Переходя к более подробному описанию изобразительного материала экспозиции, надо отметить, что его условно можно разделить на два периода. Первый — символизм, модерн — охватывает 1890 – 1900-е годы. Второй — авангард, футуризм — прослеживается до 1920-х. В статье будут рассмотрены некоторые произведения, относящиеся к первому периоду, так как авангард — тема, требующая отдельной разработки.

Первый период ознаменован художественными поисками «Мира искусства», объединения, сформировавшегося в России в конце 1890-х годов и просуществовавшего вплоть до 1924 года. Преодоление принципа непосредственного изображения окружающего мира, перенесение акцентов на способы истолкования изображаемого стали лейтмотивом творчества «мирискусников». Субъективное начало искусства одновременно с обретением им самоценности и самодостаточности превалирует в их творчестве; образы преображаются или деформируются, становятся многогранными и многозначными, реальность соединяется с вымыслом.

На смену философскому позитивизму приходит мифологизированность мышления. В то же время образы обладают определённой мерой недосказанности. Этот новаторский подход к работе над образом как в литературе, так и в изобразительном искусстве охарактеризовал В. И. Иванов: «Я не символист, если слова мои равны себе, если они — не эхо иных звуков, о которых не знаешь, как о Духе, откуда они приходят и куда уходят, и если они не будят эхо в лабиринтах душ». Не менее точное определение Иванов даёт такой категории, как символ: «Символ только тогда символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своём значении, когда он изрекает на своём сокровенном (иератическом и магическом) языке намёка и внушения нечто неизглаголимое, неадекватное внешнему слову».

Все эти тенденции характерны не только для живописи, но и, в частности, для книжной графики. Они отчётливо прослеживаются на примерах экспонатов музея.

Среди произведений «мирискусников» из коллекции Государственного литературного музея в доме Брюсова можно видеть графический портрет Андрея Белого, выполненный Л. С. Бакстом в 1906 году.

Л.С. Бакст, портрет А. Белого. 1906. Бумага, цветные карандаши
Л.С. Бакст, портрет А. Белого. 1906. Бумага, цветные карандаши

Художника интересуют лишь свойства характера модели, её психологический склад и сиюминутное настроение, поэтому детально проработана лишь голова. Торс трактован обобщённо, его контур едва намечен. Сам Белый писал об этом портрете: «<...> кажусь оживлённым, весёлым и „светским“ — таким, каким меня, мне в угоду, вторично нарисовал Бакст: мужем с усами, с поднятой головой, как с эстрады».

Таков же портрет Г. И. Чулкова работы Е. Е. Лансере.

Евгений Лансере. Портрет Георгия Чулкова. 1910. Бумага, уголь, карандаш.
Евгений Лансере. Портрет Георгия Чулкова. 1910. Бумага, уголь, карандаш.

Художник также фокусирует внимание зрителя на лице модели, оставляя торс без проработки. Для Лансере здесь важна лишь поза, подчёркивающая состояние, в котором пребывает портретируемый. Кажется, что Чулков не просто позирует, — он внимательно слушает какого-то невидимого зрителю собеседника. Сложенные на груди руки, складка в углу рта — выражение скепсиса? Поэта и художника объединит не только работа над этим портретом. Лансере будет участвовать в оформлении альманаха «Факелы» Чулкова, а потом последний посвятит Лансере сонет:

Мир полюбил,
взыскательный художник,
Твоих картин живую красоту, —
И я, беглец, пустынник и таёжник,
Увидел в них желанную мечту.
Я — варвар злой,
тайги слепой заложник;
Ты — сын изысканных времён: но чту
Твой нежный дар.
Торжественный треножник
Не поколеблю. Тайную черту
В гармонии рисунков я заметил,
Тобою созданных. И вот пленён
Я знаком тем, которым ты отметил
Искусство милое. Заворожён
Нежданно я, средь буйных восклицаний,
Безмолвием пластических исканий.

Лансере активно занимался книжной графикой, и с этой линией творчества художника можно ознакомиться на примере двух его произведений из коллекции Музея Серебряного века. Это обложка художественного и литературно-критического журнала «Золотое руно» (1908. № 1) и эскиз обложки книги Д. С. Мережковского «Пётр» («Пётр и Алексей», 1905, картон, тушь, белила, золото). Оба примера демонстрируют черту, присущую «мирискусникам» — «ретроспективные мечтания» и поиски идеалов красоты в ушедших эпохах. Так, в «Золотом руне» Лансере объединяет изображения античных маскаронов, элементы помпейского канделябрного стиля с характерным для модерна орнаментальным мотивом — «ударом хлыста». В обложке для книги Мережковского художник наделяет Петра I чертами средневекового рыцаря.

С 1898 по 1904 год члены группы «Мир искусства» издают одноимённый ежемесячный иллюстрированный художественный журнал. Почти полгода выпуски журнала за 1899 год (№ 13 – 18) украшала созданная М. В. Якунчиковой обложка «Лебединая песня».

-7

15-й номер этого журнала можно видеть в экспозиции. В этой обложке отражены творческие устремления художественной группы, сформировавшейся вокруг мецената С. И. Мамонтова, — Абрамцевского кружка, в который в своё время входили В. М. и А. М. Васнецовы, А. Я. Головин, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и другие. Деятельность этих художников была связана с изучением исконной русской культуры и внедрением её элементов в современный им художественный процесс. Результаты этих устремлений вылились в такое явление, как неорусский стиль.

Якунчикова сотрудничала не только с редакцией «Мира искусства», но и с издательством «Скорпион», основанным меценатом С. А. Поляковым,
В. Я. Брюсовым и Ю. Балтрушайтисом.

Фрагмент экспозиции зала символизма
Фрагмент экспозиции зала символизма

В коллекции Музея Серебряного века находится один из номеров ежемесячника искусств и литературы «Весы», выпускавшегося с 1904 по 1909 годы, обложка которого также выполнена Якунчиковой (1905. № 1). Стиль художницы узнаваем благодаря композиционным приёмам и псевдорусским декоративным мотивам, которыми она пользовалась, работая над «Лебединой песней».

Журнал «Весы», 1905, № 6
Журнал «Весы», 1905, № 6

В 1900-е годы в русском изобразительном искусстве появляется особое течение — бердслеизм. Английский художник, один из наиболее ярких представителей modern style, О. Бердслей вдохновил многих своей особой узнаваемой графической манерой. В доме Брюсова находится несколько произведений
Н. П. Феофилактова, художника, попавшего под обаяние англичанина и даже называвшегося «московским Бердслеем». Познакомившись с Феофилактовым, Брюсов начинает привлекать его к совместной работе. В залах музея представлены издания «Скорпиона», обложки к которым вышли из-под руки «московского Бердслея», — «Крылья» М. А. Кузмина (1908), альманах «Северные цветы. Ассирийские» (1904 – 1905), шестой номер журнала «Весы» за 1905 год. Более того, все издания «Скорпиона» отмечены маркой, созданной Феофилактовым специально для издательства.

В коллекции музея находится один из портретов В. А. Серова. На нём изображён в свойственной для художника в 1900-х годах манере Л. Н. Андреев (1907, бумага, акварель, гуашь). Серов экспериментирует с чёрным, придаёт фигуре подчёркнутую обобщённую монументальность, акцентирует внимание на лице модели, на его выражении.

Портрет Л. М. Рейснер, принадлежащий кисти «мирискусника» В. И. Шухаева, — одно из самых интересных живописных произведений, экспонируемых в Музее Серебряного века.

Василий Шухаев. Портрет Ларисы Рейснер. 1915. Дерево, масло, гуашь, золото
Василий Шухаев. Портрет Ларисы Рейснер. 1915. Дерево, масло, гуашь, золото

Композиция портрета отсылает нас сразу к нескольким явлениям в истории искусства — прерафаэлитам, назарейцам, а через них и к сиенской школе живописи.

Завершить этот обзор изобразительного искусства, хранящегося в музее, можно великолепным портретом Максимилиана Волошина, написанным в 1924 году Б. М. Кустодиевым.

Борис Кустодиев. Портрет Максимилиана Волошина.1924. Холст, масло
Борис Кустодиев. Портрет Максимилиана Волошина.1924. Холст, масло

Портрет для дома Брюсова имеет особое значение. В 1924 году Волошин пригласил Брюсова к себе в Коктебель. Эта поездка стала для Брюсова фатальной. На одной из прогулок по коктебельским просторам поэт попал под ливень и сильно простудился. С трудом добравшись до Москвы и обратившись к врачам, он получает диагноз: крупозное воспаление легких. От этой болезни Брюсов уже не оправится. 9 октября он умирает в своём кабинете.

Резюмируя всё вышесказанное, отметим, что графические и живописные произведения, демонстрируемые в экспозиции дома Брюсова, помогают составить многомерное представление о рассматриваемой эпохе.

Музей истории литературы имени В.И.Даля (ГМИРЛИ)