Найти тему
Открытый Город

Древнерусский уголок в Геслеровском переулке

На нашей самокатной экскурсии «Ренессанс древнерусской архитектуры» мы знакомимся с доходным домом Б.Я. Купермана (Чкаловский пр., 31), выстроенном в «неорусском стиле». Об этом здании хочется рассказать подробнее.

Дом Б.Я. Купермана. Современное фото
Дом Б.Я. Купермана. Современное фото

В начале ХХ века в архитектуре Санкт-Петербурга, среди прочих тенденций, проявилось стремление вернуться к «национальным истокам», и популярность приобрёл «неорусский стиль», образцами для которого, в первую очередь, служили старинные белоснежные псковско-новгородские храмы и украшенные каменной резьбой церкви Владимиро-Суздальской Руси. С наибольшей полнотой «неорусский стиль» проявился в архитектуре культовых построек, но есть в Петербурге и доходные дома в этой стилистике. Один из них – доходный дом инженера-технолога Б.Я. Купермана, построенный в 1911–1912 гг. по проекту А.Л. Лишневского в Геслеровском переулке (ныне Чкаловский пр.). По выражению В.Г. Исаченко, дом «вызывает в памяти суровые и поэтичные образы северных русских монастырей». Очевидно, облик дома был навеян великолепной белоснежной церковью Алексия, Человека Божия, возвышавшейся на противоположной стороне Геслеровского переулка.

Церковь Алексия, Человека Божия. Рисунок Н. Вавулина в кн.: 
Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. Общественные здания. Кн. 2. СПб., 2017
Церковь Алексия, Человека Божия. Рисунок Н. Вавулина в кн.: Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. Общественные здания. Кн. 2. СПб., 2017

Храм строился в 1906–1911 гг. по проекту Г.Д. Гримма. Композиция церкви отличалась «монументальной слитностью больших, „пульсирующих“ масс, обведённых волнообразным контуром остроконечных кокошников» (Б.М. Кириков). В 1930-е гг. церковь была перестроена в заводской корпус, частично сохранив свои прежние очертания.

План дома Б.Я. Купермана
План дома Б.Я. Купермана

Обратимся к плану дома Б.Я. Купермана. Четыре корпуса дома, занимающего «мысовой» обширный прямоугольный в плане участок площадью свыше четверти гектара (62 на 43 м), расположены в форме каре вокруг замкнутого внутреннего двора. Дворовый корпус примыкает к основному массиву по центру под прямым углом, образуя рядом с единственной межевой границей домовладения, со стороны нынешнего Левашовского пр., два открытых двора.

Дом Б.Я. Купермана со стороны Левашовского пр.
Дом Б.Я. Купермана со стороны Левашовского пр.

Выразительна фасадная отделка. Порталы в форме богато декорированных кокошников, опирающиеся на круглые колонки; измельчённый декор, напоминающий белокаменную резьбу, а также аркатурно-колончатый пояс под каринзом – явственные приметы «неорусского стиля», вызывающие в памяти образы древнерусского города.

Портал дома Б.Я. Купермана
Портал дома Б.Я. Купермана

В башнях, выступающих из толщи стен со стороны Чкаловского пр., размещены парадные лестницы, окна которых выходят на улицу, а не во двор. Жильцы, не желавшие воспользоваться имеющимся лифтом, поднимаясь по лестнице, могли ярус за ярусом осматривать алтарную часть белоснежного храма Алексия, Человека Божия.

Дом Б.Я. Купермана со стороны Чкаловского пр.
Дом Б.Я. Купермана со стороны Чкаловского пр.

В облике дома Б.Я. Купермана явственно проступают фортификационные мотивы. Образ оборонного сооружения зданию придают, прежде всего, четыре башнеобразных выступа, как бы защищающих дом и его обитателей. Сочетание различных архитектурных элементов позволяет открывать неожиданные ракурсы: характерные для северного модерна врезанные в щипцы эркеры на углах открытых дворов со стороны Левашовского проспекта при смене точек обзора словно превращаются в крепостные башни с окнами-«бойницами подошвенного боя».

Башни-эркеры со стороны Левашовского пр.
Башни-эркеры со стороны Левашовского пр.

До наших дней дом Купермана дошёл в неплохом состоянии, но всё же с определёнными утратами. В соответствии с проектом, лестничные башни были увенчаны высокими шпилями, которые вступали в перекличку с храмовыми крестами. Думается, что проектная идея изначально предполагала, чтобы силуэты дома и храма повторяли друг друга, словно в зеркальном отражении.

Новостройка – зеркальное отражение дома Б.Я. Купермана
Новостройка – зеркальное отражение дома Б.Я. Купермана

Интересно, что дом Б.Я. Купермана повлиял на формирование вокруг себя определённой архитектурной среды. Построенный в начале XXI в. напротив, на Плуталовой ул., 4 жилой дом вступил в перекличку со своим столетним соседом, словно стремясь стать его зеркальным отражением. Этот уголок города привлекает художников, которые, не только изображают дом Б.Я. Купермана в его нынешнем состоянии, но стремятся в своих работах реконструировать первоначальный облик белоснежного храма. Осуществись этот посыл, Петербург вернул бы себе уникальный городской ансамбль в «неорусском стиле», созданный век назад зодчими, небезразличными к архитектурному ландшафту города на Неве – Г.Д. Гриммом и А.Л. Лишневским.

Автор: Чепель Александр Иванович, краевед, кандидат исторических наук, член Совета СПбГО ВООПИиК, ведущий авторской рубрики сайта «Открытый город».