Найти тему
Другой Взгляд.

Кандинский. Когда уникальность затмевает рассудок.

Насколько убедительным является утверждение о бесспорности таланта художника – абстракциониста Кандинского? Можно ли восхищаться некрасивой картиной? Какой должна быть картина, чтобы ее признали красивой?

Давно замечено, что у красоты есть общие закономерности.

Во-первых, это симметрия. По какой-то еще не совсем ясной причине асимметрия вызывает как минимум напряжение, наводит на мысль о каки-то дефектах или патологиях.

Во-вторых, это гармония, то есть уравновешивание несимметричных частей. Даже хаос может быть уравновешенным, когда его более мелкие части образуют общую симметрию целого объекта. Например, дерево, где, казалось бы, хаотичное расположение листьев чаще всего подчиняются общему гармонизирующему порядку: пропорциональности кроны дерева, в которой не бывает такого, чтобы ветки и листья одной его части росли вверх, а другой вниз.

В-третьих, это ритм (то есть – порядок). В поэзии он находит свое воплощение в рифме, в музыке – это четкая организация звуков во времени, без чего невозможно сочинить и воспроизвести мелодию. Ритм в живописи – это способ гармонизации формы, основывающийся на пространственных закономерностях и взаимосвязях.

Ритм (порядок) успокаивает сознание и рождает эстетическое наслаждение. И вот вся эта совокупность внезапно создает убежденность в том, что вы видите или слышите что-то безусловно красивое.

Абстракция – это лишь метод, способ создания чего-либо нового, но не само новое. Это новое, чтобы быть признанно красивым, должно все также отвечать законам красоты.

Оценивать картину по способу ее создания, а не по ее конечному результату – это либо логическая ошибка (ошибка эффекта новизны), либо логическая уловка (маркетинг).

Посмотрите на картины Кандинского. В них нет симметрии, гармонии, закономерности. В картинах отсутствует какой-либо порядок. Формы и линии случайны как по содержанию, так и по отношению друг к другу, нелепы и бессмысленны, то есть абсурдны и не предопределенны талантом. Сознательное восхищение абсурдом, поиска в нем отсутствующего смысла, может происходить только под влиянием обмана.

Наиболее очевидной аналогией абсурда в искусстве, является музыка. Беспорядочное нажатие на клавиши фортепьяно приведет к какофонии звуков, полному отсутствию мелодии. Обмануть слушателя музыкальной абстракцией невозможно. Неспособность автора в этом виде искусства будет очевидна для всех. Главная причина – отсутствие музыкального порядка (музыкального ритма), то есть абстрагирование (отвлечение) от нотной грамоты, которая позволяет нанести на музыкальный холст все свойства звука.

Те же самые последствия игнорирования закона ритма в поэзии приведет к отсутствию рифмы и прекращению поэзии как таковой.

Эффект признания Кандинского возник от того, что его абстракции превысили ожидания от прогнозируемой нормы того времени изобразительного искусства. Психика человека так устроена, что она гораздо энергичнее реагирует на новые раздражители. Так, человек приходит на выставку картин с определенным ожиданием, которое уже выработалось его опытом в это сфере. Однако он видит нечто из той же области человеческой деятельности, но ранее не встречающееся. Именно это обстоятельство формирует ощущение красоты.

Возможно, Кандинский уникален. Но уникальность не предполагает однозначного восхищения. Уникальность – это простая непохожесть на что-либо существующее. Безобразное даже более уникально, чем красивое, поскольку реже встречается.

Сильнейшую поддержку известности Кандинскому оказывает маркетинг. Разнообразные выставки, ярмарки, конференции, церемонии, премии, интернет-порталы, музеи, галереи, находящиеся под опекой международных коммерческих и медийных кураторов. Назначение этой гигантской сети — производство актуальных дискурсов, трендов и цен.[1]

Огромному количеству этих людей истина не выгодна. Нам же необходим поиск истины, поскольку она является основой справедливости.

[1] Редакция Forbes Life. 23.10.2022. «Это сильнейшее из всего, что может представить Европа»: как продвигали Кандинского».