Заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Виктория Нуланд планирует в ближайшие недели отправиться в ЮАР, чтобы убедить власти республики изменить отношения с Россией. Об этом сообщает Foreign Policy со ссылкой на американских чиновников.
Нуланд и заместитель председателя комитета палаты представителей по иностранным делам Грегори Микс, намерены «найти способы наладить связи и оказать давление на Южную Африку, чтобы она пересмотрела свои отношения с Москвой».
- За последний год ЮАР, как и многие другие страны, столкнулась с растущим давлением со стороны Запада. Группа конгрессменов ранее направила в Белый дом письмо с призывом отказаться от проведения в ЮАР крупного торгового саммита, который посвящен американскому закону о росте и возможностях Африки (AGOA), и перенести его в другую африканскую страну, чтобы показать неодобрение действиям ЮАР по поддержке России.
27−28 июля в Санкт-Петербурге пройдет саммит «Россия-Африка», участие в котором подтвердили 49 стран. Многие из них будут представлены своими лидерами. Как сообщил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, ожидается встреча Владимира Путина с президентом ЮАР Сирилом Рамафосой.
В августе ЮАР примет саммит БРИКС. Желание вступить в объединение, по словам посла по особым поручениям по Азии и БРИКС в МИД ЮАР, шерпы БРИКС от ЮАР Анил Суклала, выразили более 40 государств, а 22 уже подали официальные заявки на вступление. По информации некоторых СМИ, ожидается, что пять стран: Аргентина, Египет, Индонезия, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия — в августе будут приняты в БРИКС.
Желание США и их союзников посеять раздор между участниками БРИКС и поссорить Россию с максимальным числом стран очевидно. Отсюда и ордер Международного уголовного суда (МУС) на арест Владимира Путина, поставивший в сложное положение ЮАР, ратифицировавшую Римский статут, и критика главой Министерства экономики Германии Робертом Хабеком позиции Индии в отношении России с призывом поддержать точку зрения Запада, и призывы ЕС к Аргентине не присоединяться к БРИКС во время конфликта на Украине, и многое другое.
Так что визит в ЮАР главной по майданам дамы закономерен. Вопрос лишь в том, сколько сладких печенек готова она предложить, чтобы миссия увенчалась успехом. На сегодня Претория продолжает придерживаться нейтралитета в российско-украинском конфликте и настаивать на его мирном урегулировании.
Главный научный сотрудник Института Африки РАН, почетный доктор Университета Западного Кейпа, профессор Владимир Шубин отметил, что ЮАР, как и многие страны Африки, испытывает очень сильное давление со стороны Запада и, прежде всего, США.
- — Это далеко не первая поездка, которую осуществляют туда видные американские деятели. Дошло даже до того, что приезжала министр финансов.
- До сих пор южноафриканские власти, президент Рамафоса придерживаются твердой позиции, как они выражаются, невмешательства. Конкретно это выражается в том, что они отказываются осуждать действия России.
- Более того, Сирил Рамафоса возглавил то, что они называют мирной миссией Африки, которая недавно посетила Россию, имела встречу с президентом Путиным. Более того, южноафриканской стороной было четко заявлено, что Рамафоса собирается приехать на второй саммит «Россия-Африка».
«СП»: В чем выражается американское присутствие в Африке? Насколько оно сильно и могут ли США влиять на лидеров ведущих стран континента и, в частности, ЮАР?
- — Американская администрация использует все способы воздействия, влияния, в том числе AGOA. Это закон, который несколько улучшает условия для африканских стран-экспортеров, которые в нем прописаны, в том числе для Южной Африки. Еще до конфликта на Украине США пользовались этим законом, чтобы пошантажировать Преторию.
- Второй способ: США и Запад в целом контролируют многие средства массовой информации африканских стран, в данном случае в ЮАР. Совершенно странная позиция, но это, наверное, единственная страна в мире, где, например, нет проправительственных газет или непосредственно поддерживающих правящую партию.
- Поэтому, к сожалению, западники имеют определенное воздействие на общественное мнение Южной Африки. Кроме того, их поддерживает праволиберальная оппозиция, особенно в лице так называемого Демократического альянса, который считает, что нужно опираться и поддерживать контакт, прежде всего, со странами Запада.
- Не думаю, что визит Нуланд приведет к каким-то успешным результатам, но, конечно, это все в известной степени сказывается на политике Южной Африки.
«СП»: Учитывая предстоящие саммиты, попытки оказывать давление на страны БРИКС и желающих присоединиться, возможно, что одна из целей Нуланд все-таки поссорить как можно больше стран с Россией и помешать их объединению на каких-то позициях?
- — Конечно, БРИКС является очень серьезным противовесом в том смысле, что сейчас уже и ВВП этих стран. по имеющимся данным, превышает ВВП «семерки». БРИКС — заноза, конечно, для американцев, но сорвать планы организации этой встречей они никак не могут.
- Основной вопрос в расширении БРИКС. Дело в том, что подключилось уже очень много желающих: раньше говорили 18−20, теперь говорят, что чуть ли не 50. Но вопрос довольно сложный, поскольку страны разные. Я был в мае на академическом форуме БРИКС в Кейптауне, и чувствовалось, что даже среди ученых нет согласия.
- Все выступают за расширение, но в разном темпе. Можно ожидать, что во время августовского саммита будут выработаны какие-то критерии. Пока БРИКС расширился только за счет Южной Африки десять с лишним лет назад.
- Поскольку критериев нет, вряд ли речь идет о ом, чтобы кого-то принять сразу. Мнения среди академиков есть разные. Некоторые считают, что нужно что-то вроде ассоциированных членов сделать, другие говорят, что надо сразу принимать.
- В любом случае Запад это беспокоит, особенно США, но считать, что они добиваются больших успехов, не могу, хотя, конечно, вторичные санкции, которыми угрожают сейчас, например, Киргизии, беспокоят наших партнеров и могут повлечь для них какие-то перемены в торговых отношениях с Россией.
Вряд ли США надеются поссорить нашу страну и ЮАР или развалить БРИКС, полагает политолог Дмитрий Дробницкий, но все это укладывается в логику американского «контрнаступа» в Евразии.
- — Учитывая наличие БРИКС, считайте, что ЮАР — это тоже Евразия. Географически это, конечно, глупость, но геостратегически так и есть. Попытки уговорить Моди, воспользовавшись его проблемами, поиграть на поле Южноафриканской республики, в целом в Африке, не получились, проигрыш Ближнего Востока.
- Все это заставляет сегодняшний истеблишмент в Вашингтоне, по крайней мере, замедлить и затруднить процессы формирования неамериканского или безамериканского мира. С этой целью эмиссары везде и ездят — от Китая через Индию в ЮАР, еще куда-то.
- Конечно, США понимают, что целые регионы мира остаются без них, но задача не в том, чтобы удержаться там, а в том, чтобы этот второй, новый, мир как можно медленнее кристаллизовался. У них на это дело ресурсы есть, и они считают, что у них это получится. Видно, что все лето они целенаправленно занимаются этим. Остальные вопросы считают либо технически решенными, либо не столь важными.
«СП»: Как-то могут США все-таки помешать уже очевидному расширению БРИКС, а фактически — формированию нового мира?
- — Повторю, дело тут не в БРИКС, а в безамериканском мире. Как он будет называться… Очевидно, что аббревиатура БРИКС уже устарела. Затормозить его формирование, отсрочить отстёгивание от глобальной долларовой системы большого куска мира, а возможно, и целиком Евразии в ближайшее время — это их задача.
- Когда вы мешаете процессу кристаллизации, то и кристалл получается не такой крепкий, и формируется дольше. Вот на что они рассчитывают. Если второй мир начнет формироваться слишком быстро, и они никак не смогут контролировать этот процесс, это не будет соотноситься с их планами перебалансировки индо-тихоокеанского нового запада, то конечно, им это крайне неудобно, поэтому продолжат всячески соблазнять всех, кого-то стращать санкциями, другим ограничивать доступ к технологиям, третьих уговаривать.
- Вот выборы в Турции — это же было под их жестким давлением. И то как действовала оппозиция, и кого в министры взял Эрдоган — все следствие давления. Пока какие-то локальные успехи у американцев есть.
«СП»: Через несколько дней саммит с Африкой. Насколько сильны позиции США там, их влияние на лидеров стран и, в частности, ЮАР?
- — С Африкой произошло примерно тоже самое, что с Аравийским полуостровом — почти полное смотрение в рот американцам, их тотальный контроль, осуществляемый через доллар. А тут пошли заявления от африканских стран «заберите ваш вонючий доллар» и прочее. Это был демонстративный ход — «мы вам больше не подчиняемся».
- Произошло примерно такое же обрушение, как на Аравийском полуострове, где вдруг согласились продавать нефть за юани, где говорят, что Путин важнее, чем Байден.
- И вдруг еще начали мириться с Ираном, что было Саудовской Аравии категорически запрещено. И без Америки, самое главное. При посредничестве Китая. Это была демонстративная пощечина Вашингтону. Примерно то же самое происходит в Африке.
- Понятно, что не без проблем. Не просто так сейчас в Ормузском проливе варятся все эти дела. Так просто США оттуда не уйдут.